Трибьют Люциферу: Бобби Босолей и magnum opus Кеннета Энгера

От редакции. Некоторое время назад нашему постоянному читателю Руслану Ахметову удалось связаться с Бобби Босолеем: композитором, поэтом и актером, сотрудничавшим с Кеннетом Энгером и более известным в качестве участника группы «Love» Артура Ли, с 1970 отбывающим пожизненное заключение по делу об убийстве Гэри Хинмана.

Поводом для переписки стал видео-трибьют творческому союзу Энгера и Босолея, наиболее полно выразившемуся в mag­num opus «Восход Люцифера» (1972). По словам автора, главной идеей видео, взятой из собственного впечатления от работ Энгера, стал «парадокс между тем, как в синтезе мужской силы, чей вектор изначально разрушителен (см. монтажные склейки в виде ног марионетки, выпрыгивающих с вертолёта солдат во Вьетнаме, меча в руке статуи) и женской созидательной (пришествие луны, вылупляющийся из яйца крокодил) рождается вся двусмысленность порождаемого в этом мире со всем его насилием и любовью одновременно, где красота и ужас сочетаются в равной степени».

Первоначально Руслан вышел на связь с менеджером Бобби по имени Бет, которая ведет инстаграм, твиттер и сайт Босолея, а также передает ему в тюрьму всю корреспонденцию; затем, после демонстрации видео, он получил личную почту Бобби. Ниже приводится оригинал и перевод ответа Бобби, а также статья Руслана об истории создания «Восхода Люцифера». Когда её текст будет переведен на английский, она будет опубликована на http://www.bobbybeausoleil.com/ – русскоязычный же оригинал впервые публикуется у нас. 

— IB

37

Оригинал письма:

Salut Rus­lan,

First I must beg your par­don for the delay. I want­ed to write back to you soon­er but I have a parole hear­ing in a cou­ple of weeks and I have had some work to do in prepa­ra­tion for that.

Many thanks for writ­ing to me, and for your kind thoughts in regards to my work in the arts. The great­est com­pli­ment that an artist can receive is learn­ing that oth­ers expe­ri­ence insight or find inspi­ra­tion in the work. Mak­ing con­nec­tions through the work com­pletes the cir­cuit, and that makes all the effort worth­while.

.… I approved her to share it on my youtube chan­nel. Thank you for mak­ing it and for let­ting me share it with oth­ers. I will be inter­est­ed in see­ing the arti­cle you men­tioned when it is fin­ished.

With­in the next two or three months I will be releas­ing an album of new music enti­tled Voodoo Shiv­aya. It is a kind of con­cept album. I went to a deep place in mak­ing it, much as I did when I was work­ing on Lucifer Ris­ing. In some ways the new album is an exten­sion from that ear­li­er work as it express­es the per­son­al spir­i­tu­al jour­ney that I am still on. This is why I have decid­ed to release the 40th Anniver­sary Edi­tion of the Lucifer Ris­ing sound­track at the same time as the new album. I will be inter­est­ed in know­ing what you think of the new album when you hear it.

Again, thank you. It is deeply mov­ing to know that some of my music is known in the great coun­try of Rus­sia.

In love and light,

Bob­by

Перевод письма:

Салют, Руслан,

Прежде всего, хочу извиниться за задержку с ответом. Я хотел написать тебе раньше, но из-за подготовки к грядущему слушанию по условно-досрочному освобождению этого не получилось.

Благодарю тебя за твое письмо, как и за тёплые слова о моих работах. Лучший комплимент для творца это осознание того, какое влияние или вдохновение оказывают его творчество, а ощущение связи с теми, кого ты вдохновляешь, завершает круг, и позволяет понять истинную ценность своих усилий…

…Спасибо тебе за твой трибьют и за возможность поделиться им со всеми. Мне будет интересно прочесть твою статью, о которой ты упоминал, когда она будет готова.

В ближайшие два-три месяца состоится релиз моего нового альбома «Voodoo Shiv­aya». Этот альбом, в своем роде, концептуален для меня. В процессе его создания я глубоко копнул, как и во время написания музыки к «Восходу Люцифера». В каком-то смысле «Vodoo Shiv­aya» это продолжение «Восхода», поскольку так же выражает суть моего духовного путешествия, в котором я до сих пор нахожусь. Вот почему я решил приурочить юбилейное переиздание саундтрека к «Восходу Люцифера» одновременно с новым альбомом. Мне буде очень интересно услышать, что ты скажешь по поводу «Vodoo Shiv­aya», когда услышишь его.

И, ещё раз, благодарю тебя. То, что в такой чудесной стране, как Россия, знают мою музыку, невероятно воодушевляет.

С любовью и светом,

Бобби

Mag­num opus Кеннета Энгера

Одним из самых важных, программных фильмов для моего развития стал «Восход Люцифера», настоящий mag­num opus Кеннета Энгера, картина с потрясающе драматичной судьбой. Начиная со своей дебютной работы, «Фейерверка» (1947), впечатлившей такого адепта сюрреализма, как Жан Кокто, Энгер, у которого были все возможности обустроить карьеру в Голливуде, выбрал революционный и альтернативный путь кинопроизводства. Авангардизм его кинопроизведений, полагавшихся исключительно на интеллектуальный монтаж, оказал решающее влияние на целые поколения авторов, в диапазоне от Мартина Скорсезе и Дэвида Линча до Николаса Виндинга Рефна и Джеймса Франко. Лишь единожды Энгер едва не соблазнился возможностью работы на голливудской студии: байопик Алистера Кроули чуть не стал для него кривой дорожкой на пути к традиционному кинопроизводству. Некоторые варианты сценария предлагали компромиссную возможность между желанием продюсеров получить традиционную биографию в сочетании с неподражаемой атмосферой фильмов Энгера, и его радикальными методами визуализации (в частности, один из вариантов предполагал психоделический коллаж фактов становления Кроули как духовного лидера на фоне важных мировых событий, например, крушения «Титаника»).

Несмотря на интерес со стороны Uni­ver­sal Pic­tures и при всей своей рискованности в золотое время «Независимого Голливуда», продюсеры не решились вкладывать деньги в дорогостоящий байопик, несмотря на то, что в эпоху повального увлечения оккультизмом, этот проект мог бы стать кассовым. Как бы то ни было, отправной точкой для создания «Восхода» стало опять же творчество Кроули, а именно поэма «Гимн к Люциферу». В то время, в 1966 году, переживший скандал по поводу выхода провокационного «Восхода Скорпиона» (1964), Энгер снимал жилплощадь в здании бывшего русского посольства в Сан-Франциско. Согласно словам биографа Энгера Билла Лэндиса, образ Люцифера представлялся в качестве «метафоры этакого мальчиша-плохиша, чьему влиянию покоряешься без всякого принуждения».

10

Первая попытка воплощения сценария обратилась в прах, когда пятилетний мальчик, которому предназначалась роль главного героя, трагически погиб до начала съёмок. Затем Энгер встретил Бобби Бьюсолея, подающего надежды музыканта, сотрудничавшего, в том числе, с группой «Love» на одной из богемных вечеринок. В обмен на свои услуги в качестве актёра, Бобби поселился в здании бывшего русского посольства, с энтузиазмом взявшись за создание фильма, после просмотра «Восхода Скорпиона». Помимо главной роли, Бьюсолей, как талантливый музыкант, предложил также написать музыку к грядущему фильму. Именно в стенах этого здания Бобби впервые ознакомился с трудами Кроули, и первоначальная версия саундтрека к фильму была написана им ещё не в тюрьме, а в далёком 1967 году, в атмосфере хиппующих 60‑х.

То, что осталось от попыток снять первоначальную версию «Восхода», было использовано для монтажа «Восхода моего демонического брата» (1969). Никакие объективные причины до сих пор не могут пролить свет на обстоятельства неудачной премьеры того, чем могла бы стать первая версия «Восхода Люфицера». Состоявшаяся в 1967 году премьера для ограниченного круга зрителей, на которой Бьюсолей со своей группой исполнял музыку, а Энгер, находясь под воздействием ЛСД, пытался совершать магические действа, провалилась, и случившееся впоследствии расходится по показаниям обеих сторон.

Согласно Энгеру, Бьюсолей, в отместку за скандал по поводу огромного пакета травы, спрятанного в доме, украл негатив фильма и сжёг его в Долине Смерти. Затем Энгер наслал на Бобби т.н. «проклятие лягушки», бросив лягушку в колодец и нося потом на шее серебряный амулет в виде этого животного с именем музыканта на нём (эту версию подтверждает Трумэн Капоте в интервью с Бьюсолеем). Как бы то ни было, за «проклятием лягушки», с течением времени, последовало пожизненное заключение Бобби Бьюсолея. Согласно Бьюсолею, история об украденной плёнке была выдумана Энгером после неудачной премьеры ради оправдания перед инвесторами, которым не оставалось ничего другого, кроме как выделить денег на съёмки новой версии фильма. После этого Энгер опубликовал в Vil­lage Voice «некролог» о своей «смерти как режиссёра», а разругавшийся с ним Бьюсолей пошёл по совершенно иному пути.

В 1968 году Энгер отправился в Лондон, где вскоре познакомился с Джимми Пейджем из Led Zep­pelin на аукционе памятных вещей Алистера Кроули, а также с членами группы Rolling Stones, на которых, по словам Марианны Фэйтфул, оказал огромное влияние. На волне энтузиазма Энгер предполагал, что роль Люцифера сыграет сам Мик Джаггер, а Кит Ричардс будет Вельзевулом, но из-за странной выходки Энгера, напугавшей Кита и Аниту, когда их входная дверь каким-то образом окрасилась в золотой цвет (Энгер со всей ответственностью подошёл к организации языческого свадебного ритуала этой пары), те стали отдаляться от режиссёра. Тем не менее, на руках у Энгера были оставшиеся после якобы совершённой кражи материалы, и Мик Джаггер, обеспечивший музыкальное сопровождение, из чего он смонтировал «Пробуждение моего демонического брата», оставив в ней, впрочем, несколько особо впечатляющих кадров с Бобби Бьюсолеем.

maxresdefault

Как бы то ни было, получившийся фильм нисколько не соответствовал первоначальным амбициям Энгера, поэтому «Восход Люцифера» был возобновлён с участием того же Мика Джаггера в главной роли. Из этой затеи ничего хорошего не вышло, и на роль ушедшего из проекта Мика был взят его брат, после скандала с которым на роль Люцифера в конце концов был утверждён рабочий со сталелитейного завода в Мидлсбро по имени Лесли Хаггинс, и съёмки начались.

Именно тогда Энгер обратился к Джимми Пейджу с предложением создать музыкальное сопровождение к грядущему фильму; будучи поклонником Кроули, Пейдж пошёл на «джентльменское соглашение»: работа без гонорара, но с равным делением прибыли от фильма, а также Пейдж получал все деньги за реализацию саундтрека после премьеры. В конечном итоге фронтмен группы Led Zep­pelin создал самый экспериментальный музыкальный материал за свою жизнь, благополучно забытый вплоть до недавнего времени, когда его версия саундтрека была издана отдельным альбомом. Из прочитанных мной материалов складывается логичная версия, что крайне воодушевлённый работой Пейдж создал музыкальное сопровождение едва ли не «одним махом», теряя к нему интерес на фоне конфликта с Энгером, который какое-то время жил у него дома в Шотландии, кстати, некогда принадлежавшем Алистеру Кроули, монтируя материал, а также усиливающейся наркотической зависимости и конфликтов в группе. В итоге легендарное сотрудничество окончилось тем, что спутница жизни Джимми Пейджа попросту выставила Энгера из дома, а он не преминул наслать на них проклятие, а свою очередь Пейдж в интервью говорил, что Энгер так и не дотянул до шедевра с данным фильмом. Энгер же заявил, что Джимми Пейдж попросту «сдулся» как музыкант, и проект снова оказался под угрозой, несмотря на то, что режиссёр успел отснять материал для фильма и в Египте, и в Германии.

Судьба Бобби Бьюсолея в это же время складывалась куда более драматичным образом. После разрыва с Энгером, Бобби и его соратники имели несчастье подружиться с печально известным Чарльзом Мэнсоном. Вскоре после этого Бобби убивает своего знакомого драгдилера, музыканта и буддиста Гари Хинмана, за что был арестован 6 августа 1969 года. Вскоре после этого состоялась печально известная бойня, совершённая членами «семьи» Чарльза Мэнсона, в результате которой погибла беременная на восьмом с половиной месяце Шэрон Тейт, супруга Романа Полански.

Из-за рокового знакомства с Мэнсоном, Бобби едва не оказался на электрическом стуле. Обвиняющая сторона предполагала, что члены «семьи» Мэнсона осуществили эти жестокие убийства ради того, чтобы снять подозрения с Бьюсолея, в то время находившегося в тюрьме. Государственный обвинитель Винсент Буглиози дал начало процессу, получившему название «Hel­ter Skel­ter», из-за которого и Чарльз Мэнсон, и Бобби Бьюсолей оказались за решёткой на пожизненном заключении. Находясь в заключении, Бобби, узнав о том, что Пейдж выбыл из проекта, написал Энгеру с предложением записать свою версию музыкального сопровождения.

01

В ретроспективе кажется, что ничего не могло помешать этому блестящему замыслу, начатому в 1967 году. Синтез гениального видеоряда и конгениального ему музыкального сопровождения стал одним из главных шедевров мирового кинематографа, продолжая оказывать влияние на кинематографистов, не говоря уже о том, что саундтрек к нему переиздаётся едва ли не каждый год.

«Восход Люцифера», как главное произведение жизни Кеннета Энгера, выстраданное, находившееся на грани смерти несколько раз, явилось миру усилиями многих талантливых людей.

В их числе был и Дональд Кэммел, замечательный режиссёр, чей отец был биографом Алистера Кроули. В «Восходе» ему досталась роль Осириса (кадр с ним я выбрал в качестве «обложки» своего трибьюта, из глубокого уважения к мастеру), на которую он был выбран Энгером из-за глубокого стремления Кэммела к самоубийству, которое, без сомнения, подкреплялось его регулярными творческими проблемами: самые грандиозные из его замыслов, в числе которых были два фильма с его поклонником и другом Марлоном Брандо, не состоялись, и в конце концов он застрелился после очередного преткновения со студией, поручившей ему съёмки фильма. В скором времени я представлю трибьют к одному из его прекрасных фильмов.
Искренне надеюсь, что прикреплённый к записи трибьют, посвящённый Бобби и Кеннету Энгеру, не оставил равнодушным их поклонников.

Руслан Ахметов

Избранная фильмография Бобби Бьюсолея:

1. «Invo­ca­tion of my Demon Broth­er” » («Пробуждение моего демонического брата», 1969)

https://www.kinopoisk.ru/film/22928/

2. «Lucifer Ris­ing» («Восход Люцифера», 1972)

https://www.kinopoisk.ru/film/22927/

IMG_3269

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: