Левая рука Макумбы: интервью с представителем Quimbanda Temple в России От редакции. Boa Noite, Катабач! Некоторое время назад к нам обратились представители Quimbanda Temple, предложив нам взять у них интервью – в рамках программы экспансии этой леворучной бразильской традиции на русскоязычных эзотерриториях. И, несмотря на то, что такое интервью было бы вовсе не первым своём роде, мы приняли данное предложение и побеседовали с официальным посвященным Кимбанды, руководителем московского Храма и фактическим патриархом Кимбанды в СНГ, Матиасом да Нойче. Целью этого интервью со стороны нашего собеседника было рассеивание предрассудков и глупых мифов о Кимбанде, ну и РАДИКАЛЬНЫЙ ДИСС НА ВСЁ ВОКРУГ – эффективный способ ярко вспыхнуть на фоне тёмного болота и привлечь тем самым всеобщее внимание. Нами же двигал живой интерес – как поживают в российском оккультурном слое люди, избравшие одержание бхутами в качестве основного метода воздействия на окружающую их действительность; каковы нынче модные тенденции в пост-советской оккультной среде; насколько моральный релятивизм мешает эффективному пиару и как правильно отыгрывать лича 88 lvl. Беседа получилась чрезвычайно объемной (не менее 40 000 знаков) и затронула различные темы, в своей тональности немного походя на наше старое интервью с Ordo Basileus. Ещё этот диалог вдохновил нас на освещение и другой стороны бразильской традиции – Умбанды, своеобразного «праворучного» аналога Кимбанды. На пост-советском пространстве, конечно, Умбанда гораздо менее заметна – в силу психогеографических и эгрегориальных свойств территории, однако мы таки нашли и специалиста по Умбанде – так что представленный материал, возможно, станет первой частью нашего обзора южноамериканских эзотерических традиций. — There is also a legend of a place called the Black Lodge. The shadow self of the White Lodge. Legend says that every spirit must pass through there on the way to perfection. There, you will meet your own shadow self. My people call it The Dweller on the Threshold. — Dweller on the Threshold. — But it is said that if you confront the Black Lodge with imperfect courage, it will utterly annihilate your soul. Twin Peaks Fr: Готовясь к этому интервью, мы искали материалы по космологии Кимбанды, от которого можно было отталкиваться. Среди найденного обнаружилось много странных космологий, в том числе где фигурировали разные поколения и «царь» Эшу, бог-творец, в общем, целая кипа прохладных историй (один из самых больших найденных текстов – http://wap.tradicia.forum24.ru/?1–10‑0–00000036-000–0). Насколько они вообще адекватны традиции? Matias: Кстати, прекрасная точка старта. Одной из главных проблем Кимбанды является сопряжение ее со всем, чем только можно. Начиная от разных африканских культов, заканчивая Гоэтией (и это еще не самое страшное) и распространившейся по западному читателю фрисволдианой (видимо, имеется ввиду представление о Кимбанде, транслируемое в работах Nicholaj de Mattos Frisvold – прим. Редакции). И если всех этих горе-демонологов и прочих нью-эйджеров можно запросто игнорировать уже «because we can» и «because fuck you, that’s why», то с исторической частью разговор совершенно другой, просто потому что она уже есть как данность, и много кто принимает ее как что-то истинное и незыблемое. Здесь мы неминуемо ступаем на минное поле «внутренняя реальность Кимбанды» vs. «реальность Кимбанды глазами близких и дальних «родственников» по афрокарибским традициям» (далее – АКТ). Откуда всё это пошло… АКТ исторически часто смешивались друг с другом, и иногда в сумеречных зонах этих контактов проявлялись новые и уникальные метафизические вертикали, которые автоматом «усыновлялись» и впоследствии выдавались за производные уже существующих. Т.е. устоявшееся мнение о якобы вторичности Кимбанды по отношению к каким-либо культам – не более чем следствие влияния культурно-исторических процессов в физическом мире, которые практически не затрагивают внутреннее ядро Традиции. А дальше уже Jedem das Seine. Многие, будучи уроженцами «природного ареала распространения» Кимбанды, практикуют смешанные виды Традиции уже просто потому, что это их жизнь и история, «прадеды так делали и нам велели». Многие их западные подражатели, охочие до экзотики и «аутентичности», всё это радостно перенимают и потом яростно стоят на страже своей субкультурности, обвиняя всех прочих в контринициации. Кто-то (как наша ветвь, например) делает упор на чистоту формы и исходит только из внутреннего опыта, который раз за разом выявляет полную самостоятельность Традиции и не ограниченность ее всеми этими искусственными рамками, по сути посылая всю эту поместную бутафорию куда подальше. Суммируя вышесказанное, я не утверждаю, что Кимбанда никак не связана с другими АКТ. При желании там без особых проблем можно найти рабочие точки пересечения. Но, если вам кто-то говорит, что в пантеоне Кимбанды обязательно есть кто-то кроме Эшу и Помба Жиры, и особенно если этот кто-то там над ними начальствует, а сама Кимбанда происходит от [вставить нужное], можете смело бить ему в морду и отнимать материальные ценности: дуракам они ни к чему. Fr: А существует ли именно «Кимбанда» как целостное мистическое или магическое течение или это множество традиций от учителя к ученику? Существует ли в Кимбанде своя космология? Есть ли представление о неком едином боге-демиурге, злом ли, добром ли? И задаются ли ее практики вообще вопросами а‑ля «какова природа реальности»? Matias: Кимбанда существует как целостная метафизическая вертикаль, которая имеет множество точек проекции на плоскость в виде разнообразных школ, организаций, линий передачи и т.д., уже мировоззренчески и методологически диверсифицированных в соответствии с местной спецификой. Кимбанда – гибкая Традиция и для каждого практика или их объединения рисует свой уникальный Узор. Здесь нет каких-то авторитетных, всеми признанных Канонов. Духам претит вписываться в человеческие расписания, они тяготеют к полной свободе, парадоксальности и хаотичности своих проявлений. Тот же пункт касается космогонии. Мир по Кимбанде – это не космос, а скорее хаосмос, причудливая оптическая иллюзия, вечно разворачивающийся и изменяющийся узор в пространстве небытия, в котором нет раз и навсегда определенных констант, и который не может быть адекватно описан человеческим языком. Единственное определение, которое ему худо-бедно можно дать и не бояться критически при этом ошибиться – «Мир – это Пространство Игры, в которую играют Эшу и Помба Жира». Что касается «классической» доктрины о 7 (9) Царствах и иерархиях / «линиях» Духов, то последние в 90% представляют собой сомнительного качества спекуляции, а вот о Царствах можно поговорить отдельно. Доктрина 7‑и Царств – это средней удачности дискретизация единого поля Кимбанды, впрочем, вполне себе годящаяся в качестве рабочей модели. Тут важно понимать, что все Царства взаимопроницаемы и их количество можно как радикально увеличить (например, актуализировав разные сумеречные зоны между ними и вне их), так и сократить (свести все к Перекресткам и Кладбищу, например, инвариантами которых они и так, по сути являются). Ну или вообще свести все в единый Черный Вигвам, что тоже сильно не погрешит против реальности. Так что в итоге я рассматриваю эту доктрину как одну из более-менее валидных «точек входа» в диалог с Традицией и в целом неплохое формализованное описание кимбандийской космогонии для распространения «наружу». Про Игру и формальную космогонию поговорили, теперь перейдем к Учителям и Ученикам. В данном вопросе в первую очередь надо понимать, что любая Традиция во все времена была устной и передавалась от учителя к ученику, а различные тексты и методики, сохранившиеся на бумаге, – это дохлая рыба без разъяснений и покровительственного участия квалифицированных в данных практиках людей. И тут складываются два вектора: участие и наставления Духа, составляющие ось практики в Кимбанде с одной стороны, и участие Брухо в судьбе подопечного с другой. Первый способен разглядеть человека как никто и дать ему наиболее ценные советы, а второй, будучи человеком, видит мир с похожих позиций и, обладая солидным опытом, знает кучу нюансов и подводных камней, до которых нет дела Духам, но которые могут оказать определяющее влияние на то, во что сыграет новый практик – в покер или в ящик. Так что, подводя итог всему вышесказанному: никакого злого демиурга, никакой коварной майи, никакой тюрьмы сансары, никакого доброго и любящего бога. Только пьяный корабль на водах Хаоса, набитый людьми на палубах, мертвецами в трюмах и Духами, гуляющими в парусах. Все свободны. Ничто не истина, все позволено. Каждый сам себе злобный буратино. Заходя – не бойся, уходя – не плачь. Такова природа реальности. Fr: Какова иерархия Кимбанды как магической традиции: в каких странах она распространена? Есть ли в ней официальные или неофициальные лидеры или лидер, «епископы», «папа-патриарх», возможны ли «еретики»? Какова преемственность вашей ветки? Matias: Основное распространение на данный момент – Бразилия, а также Уругвай и Колумбия. В меньшей степени вся Латинская Америка. Это «туземный», если можно так выразиться, ареал распространения. В Мексике и Штатах тоже присутствует, но уже в более мрачных и подпольных формах, далее – везде, где есть Вуду и LHP (Left Hand Path – прим. Редакции). Официальной иерархии и духовенства нет, в т.ч. потому что сама Традиция не тяготеет к созданию классических «пирамидальных» структур. Практик Кимбанды – стопроцентная вещь-в-себе и сам себе режиссёр, который во внешних бюрократических институтах не нуждается в принципе. С другими практиками он кооперируется в первую очередь по принципу «один в поле не воин, а трое – уже экипаж танка», что не ущемляет его субъектности ни в одном пункте. Кимбандейро всегда скрывает в одном рукаве нож, а в другом козырной туз, вне зависимости от места и компании, в которых он оказался. Человек, впадающий в растворение в коллективном, каким бы дружелюбным оно к нему ни было, Кимбандейро быть не может. Возвращаясь к плоскости и ее специфике, стоит отметить, что официальной и институализированной религией в Бразилии является Католицизм, все остальные живут по принципу полной свободы действий. Правда, недавно правительство-таки попыталось произвести перепись умбандийских и кимбандийских храмов и организаций, но дальше сайта со списком из десятка-другого ссылок у них не пошло. Далее, если рассмотреть структуру кимбандийского сообщества в той же Бразилии, то мы увидим сеть независимых друг от друга Террейро (Храмов) и организаций, в которых уже есть свои устоявшиеся предводители и обрядовые каноны. Большинство авторов и «говорящих голов», которые со стороны часто назначаются «авторитетами» и «знатоками» (типа того же Фрисволда или Монтенегро), в своих трудах на 90% выдают «пену», которая мало затрагивает глубину. Также стоит учитывать, что Кимбанда в силу своей специфики является социальным и духовным андеграундом, и потому немалая часть людей и сообществ функционирует в теневых сегментах общества и держится в стороне от какой-либо публичности. В т.ч. и наша – Брухо Церберо, глава нашей ветви (насчитывающей более 100 лет обозримой истории), в частности, оказывает консультативные и магические услуги ряду бразильских политиков и бизнесменов, а деньги, как говорится, тишину любят. Fr: Существует ли цель у Кимбанды как магического направления – конкретная сегодняшняя в странах СНГ и сверхцель всего направления? Что делают Эшу в СНГ? Зачем духам, у которых есть вечная жизнь, «снисходить» до чужих людей? Matias: Life – Love – Liberty – Light, конечно! 🙂 Что касательно второго, то для Духов, перефразируя одного деятеля, по большому счету «нет ни бразильца, ни русского». Более того, по ряду аспектов, Кимбанда более близка именно России, нежели к туземным реалиям. Fr: Насчет распространения во славу LLLL это, конечно, хорошо, но вообще интересовал скорее уровень саморефлексии тусовки – типа (я сознательно сейчас утрирую) в буддизме есть цель всех до единого людей сделать боддхисатвами (т.е. и тебя, и меня), в православии – принести новую эру на землю и воскресить всех в телах (кроме нас с тобой и прочих нехристей), в исламе джихад во имя Аллаха до последнего моджахеда – а в Кимбанде сверхцель какая? Или все жестко леворучно и каждый сам за себя, а общей цели нет, то тогда возникает вопрос – чем занимаются Эшу так активно, что они уже в другом полушарии? И вот да, почему Россия ближе для Кимбанды, чем Африка – весьма интересно! Matias: Групповые религиозные аффектации годятся для широких народных масс, которым некуда деть свою жизнь и у которых слишком мало собственной энергии и знаний, чтобы её поменять, если им этого вдруг захочется. Практики левосторонних путей да и вообще любые состоятельные адепты не нуждаются в навеянных извне Больших Мечтах, пробуждающих пассионарность в обмен на личный номер и место в строю. Как я уже говорил, («хорошее повтори и еще раз повтори!») Кимбанда оперирует скорее терминами Игры, и в этом смысле, и если уж изобретать какую-нибудь идеологию и групповую мотивацию, то это будет расширение площадки Игры и повышение ее качества и глубины. Что касается близости Традиции к России, то тут надо высветить парадигмальное отличие Кимбанды от основного массива АКТ. Основной массив АКТ представляет собой 1) древние 2) аграрные 3) африканские 4) религиозные культы, а Кимбанда – 1) современный 2) городской 3) латиноамериканский 4) магический культ. Разницу в мировоззрении между первым и вторым и дистанции от этих воззрений до вас лично можете оценить сами. Неведомый космос африканских богов с аграрным подтекстом и религиозным поклонением априорно не может правильно вписаться в черепную коробку современного городского европейца, до сих пор думающего по лекалам Платона и Аристотеля. Согласно нашим наблюдениям, среднестатистический человек, прыгнувший в традиционные АКТ с головой и вроде как по-серьезному, с большой долей вероятности бросит это дело, не выдержав столкновения экзотических для данных широт форм с актуальной действительностью и собственного когнитивного диссонанса, возникающего, когда для реальности он позиционирует себя (может быть даже вполне заслуженно) как [грозный африканский титул] [грозное африканское имя], а реальность в ответ продолжает звать его Серёжа (имя условно), и вести себя соответственно. Далее он либо редуцирует целостную практику до каких-нибудь отдельных профицитных магических обрядов, либо уже окончательно мутирует в гордого белого негра, с труднопроизносимым именем и длинным титулом из африканских слов. И хотя человеку в целом присуща тяга ко всему экзотическому и странному, ибо надо как-то отреагировать окружающую его «нормальную» реальность и переместить себя в координаты, максимально от нее далекие, застревание в этом неадеквате ничем хорошим не грозит. Приходится или возвращаться обратно, или сходить с ума и вцепляться зубами в эксцентричные элементы, из которых к тому моменту, скорее всего, будет выбран весь ресурс. Кимбанда нравится мне в первую очередь балансом этих двух элементов. Где надо, она позволяет прыгнуть с головой в не поддающийся никаким рационализациям обскурантизм ровно на нужный промежуток времени и глубину, где надо – она предельно конструктивна и говорит со мной на понятном мне языке и вполне комплементарна окружающей меня реальности. Хочешь жить в фильме Гая Риччи? Нет проблем. Хочешь спокойно и четко «делать дела»? Всегда пожалуйста. Более того, обе части важны для динамического баланса и успешной практики. В России оба этих элемента от века сосуществуют друг с другом и люди к этому давно привыкли. Российское «а жизнь веселый карнавал» Духам вполне по душе, благо здесь нет интерференции поместных культов, накладывающихся на Кимбанду, о которых я говорил в начале интервью, а потому нет и искусственных рамок, заслоняющих горизонт. Fr: Вообще да, именно то, каким образом расширение Игры происходит и интересно, это самая мякотка же! Чем именно Эшу могут расширить и углубить её. С первого взгляда пресыщенного западного человека кажется, будто вудуистская история – про грубую витальную силу, чтобы сильной негритянской рукой за горло взяло – и в смерть / приворот / наслаждения сигарами и мясом. Но это же не глубина? Или все иначе? Какие у Кимбанды высоты и глубины? Matias: Распространенное заблуждение, что Вуду (в данном случае конкретно Кимбанда) – это «грубо-материально», «низы», «не духовно» и т.д. стоит, пожалуй, отдельного освещения. Позволю себе процитировать свою же запись в блоге. «Критическими точками в этом вопросе являются две вещи – собственный уровень практика и его устремлений и ветка Традиции в которой он практикует. Первый пункт подразумевает тот момент, что практика человека всегда является отражением его самого во всей его целокупности, а не только высокоосознанной и высокодуховной части. Жизнь показывает, что люди чаще хотят денег, секса и общественного одобрения, нежели тонких состояний предельной иллюминации. Поэтому, когда человек получает в свои руки работающую и полнокровную Традицию, в которой отсутствуют доктринально прописанные моральные нормы и вездесущая карма за плечом, то в первую же очередь своей практикой получает то, чего больше всего хотел – мирские блага, зачастую вкупе с издевательским намёком, что вся его «духовность» была лишь тягой к гиперкомпенсации отсутствия этих самых благ. С первым пунктом все понятно, переходим ко второму. А именно к сложившейся в западном мире традиции «забивать гвозди микроскопом» – к бытующей в умах большинства доктрине, что Вуду это «карты, деньги, два ствола», причем желательно с блэкджеком и дамами низкой степени социальной ответственности. И не более того. В очередной раз мы видим классическое «что хотели – то и получили». Духам все вышеперечисленное устроить не сложно, им вообще ничто человеческое не чуждо. И карты и деньги и все тому комплиментарное в Кимбанде весьма в почёте… ровно как и сложнейшая черная магия, глубинные трансы и целые пласты тайных доктрин, до которых почему-то никому особо дела нет. А почему? А все потому что «не ту методичку выдали». Справедливости ради надо сказать, что выдавать правильные методички непосвященным – расстрельная статья, и никто таким заниматься не будет, но даже в этом случае такое сильное занижение истинного градуса напитка выглядит весьма нелепо». Переходя от теоретических положений к практике, первое, что получает человек, полноценно соприкоснувшийся с Кимбандой – это себя же. Обычный человек (ровно как и среднестатистический мелкотравчатый практик) представляет из себя духовного малокровку, человека в футляре, которого в принципе уже можно заколачивать. Кимбанда все это отменяет. Человек с подчас поразительной скоростью регенерирует и из убого-рационального зануды-полуфабриката, намертво застрявшего у жизни во френдзоне, превращается в того, кем он и должен быть – жестокого романтика, открытого как для любви, так и для войны. В короля своей собственной колоды. Чем он дальше будет заниматься – его дело. Все пути теперь открыты. Можно стяжать Власть, можно стяжать Дух, а можно просто свободно странствовать по жизни и тонким планам, благо в Кимбанде нет глубоко невротического разделения на «Высшую Магию» и «Низовое Колдовство». А что до расширения Игры, то Кимбанда, как я уже говорил – это не космос, а хаосмос, и Духи всегда стремятся к расширению степеней свободы и вовлечению новых компонентов. В зависимости от (грубо) принадлежности Духов к тем или иным Царствам Кимбанды, оптика рассмотрения этих процессов может сильно меняться: в некоторых жизнь измеряют скоростью ночного ветра в лицо, в некоторых – глубиной могилы. Но направление (подчас парадоксальным образом) остается одно и тоже – восхождение от живого трупа через раскрытие внешнего и внутреннего Хаоса к Танцующей Звезде. Fr: Какие предубеждения среди приходящих к вам за знаниями и практиками чаще всего встречаются, выдерживают ли они столкновение с живой традицией и могут ли отвратить от нее («да какая это кимбанда, ни одного африканца!»)? Matias: Любительницы африканцев предпочитают ходить не к нам, а в общежитие института дружбы народов, так что последнего вопроса я к своему великому удовольствию не слышал ни разу. Зато одного нашего практика, до Кимбанды любившего австрийскую живопись и потому не страдавшего излишней толерантностью, Эшу как-то попросил прокомментировать цвет его кожи (вместо лица у него был череп). Практик просветлел как в дзенской притче. Что до предубеждений, то мы столкнулись с темой поистине циклопической, так как три столпа практики Кимбанды полностью совпадают с тремя фундаментальными пугалами современной мировой эзотерической культуры, а именно Черной Магией, Одержимостью и Некромантией. Их мы далее и разберем. Черная Магия. Прямо таки сквозная фобия и основной кошмар нью-эйджа. Базируется на следующих постулатах: 1) кто-то сказал, что это плохо; 2) ужасно бездуховно; 3) откаты же! Про первый пункт и его приверженцев всё и так понятно, поэтому перейдем сразу ко второму. Принципиальная непереносимость предметной магии и на Западе, и на Востоке возникла в результате борьбы вошедших в силу религиозных систем с предшествующими им магическими, которые со временем были демонизированы и вытеснены в андеграунд, где до сих пор вполне себе прекрасно живут. Тантрическая Абхичара, даосское колдовство, предметная европейская магия, например, существуют и сейчас, и, более того, эффективно и гармонично интегрированы с высокоразвитыми «просветленческими» составляющими. Но, «это нога – кого надо нога», и кто туда профанов пустит, так что мы вернемся к нашим баранам и их любимому неврозу «Высшая Магия vs Колдовство». Первое, как водится, у них – «благородный путь сильных натур», а второе обычно подается как «бездна заблуждений для убогих». В реальности же, как правило, все ровно наоборот. В лице первых мы чаще всего имеем несмешных клоунов и юродивых наперсточников, гоняющих шарик «чистого искусства» и «магии ради магии», и раз за разом его же не угадывающих. Вторые же, как правило, вполне адекватные и прагматичные люди, которые прекрасно знают сферы своих компетенций и четко видят горизонты. И при этом имеют гораздо более обширный, глубокий и валидный мистический опыт, чем первые. Fr: Почему? Matias: Потому что реальность, что плотная, что тонкая, не прощает косяков и иллюзий при работе на результат, в то время как «магия ради магии» позволяет на ровном месте жонглировать концепциями и сомнительными тонкими опытами сколь угодно долго, зачастую не покидая при этом границ собственного воображения и выдавая это за «Великое Делание». Чем множество людей (и целых организаций) радостно и занимается. Про карму и откаты стоит упомянуть отдельно. Проживание в современной антропогенной среде дает иллюзию зеркального отражения мира и практика, стоящую во главе этих концепций. Человек легко перемещается по городским средам, автоматом притягивая к себе комплиментарные реакции окружающего мира, отражающее его внутренние изменения. Ему кажется, что это Карма, а на деле на 90% это Google и социальные сети. Сама городская среда устроена таким образом, чтобы поместить человека в ту среду, в то колесо, которое он сам будет с радостью вертеть. А всех кармолюбителей и откатобоящихся я бы в качестве профилактики идиотизма отправил бы в зону боевых действий, где окружающий ужас царствует 24/7 и ничуть не меняется в зависимости от того, будешь ты отдавать последнее людям или отбирать последнее у людей. Если они и после этого будут утверждать что-то про вселенские законы воздаяния, то я готов с интересом их выслушать. Но не ранее того. Но вот, сквозь неучёных тьму мы наконец добрались и до нашего предмета. Чёрная Магия – это воистину Сердце Кимбанды. Она – самая суть Эшу и Помба Жир, свободная и беззаконная. Черная Магия есть искусство трансформации, всего во все, магия per se не различает кристаллизацию денежных масс или привлечение любовниц конкретному человеку от возгонки души адепта в принципиально новые состояния. Все есть Магия, все есть Игра. Человек – Дитя, оно играет в амбиции и аффекты, оно с одинаковым смехом создает и разбивает сосуды, порождает и убивает, оно хочет всего и сейчас, таково его священное право и прокляты все, кто против. А потом из этого дитя вырастает Фауст, которого уже не прельщает вся эта Gloria mundi, неважно, материальная или тонкоплановая: он наигрался в мир, и отныне он требует только Неведомого, только Невозможного, и не отступится, пока не достигнет этого в своем триумфе. Чем породнит себя с Эшу, который сам и есть это Невозможное. Некромантия. Человек, не практикующий некромантию в той или иной версии, напоминает мне героя картины Некрорепина «Бурлак на Стиксе». Выбиваясь из сил, он тащит корабль, набитый мертвецами, хотя мог бы сам в нем сидеть, а мертвые при этом сами несли бы его, благо предпосылки к этому все есть. Но, имеем что имеем, человек тащит на себе не только свой труп, но и трупы всех своих предков. Неумение обращать свой взгляд вспять по реке времени и вступать в контакт с ушедшим и ушедшими, быстро приводит современного жителя мегаполиса к состоянию «бумажного человечка», лишенного какой-либо фундаментальности и обескровленного до белизны. Он не чувствует опоры под ногами, любой порыв ветра судьбы может унести его куда захочет, абсолютно с ним не считаясь, его мечты лишены жизни и какой-либо вероятности сбыться, это просто картинки перед глазами. Он сам – готовая фотография на могиле, черно-белая и плоская. Избегая общества мертвых, он незаметно сам стал одним из них. Практика Кимбанды позволяет решать все эти проблемы, а именно – связать себя с миром мертвых, получить возможность черпать оттуда силу и здоровье, проработать родовые «висяки», которые человек сам может не видеть, но быть весьма ими ограничен. И заодно перебрать вопросы «прошлых жизней», работа с которыми, так превозносимая в нью-эйдже, представьте себе, тоже некромантия. Но это все была присказка, сказка начинается, когда человек, избавившийся от мелких неурядиц и отбросивший свою тень в Царство Мертвых, начинает свое туда нисхождение. Там, среди корней Древа Мертвых, он может обнаружить неожиданные для себя ответы об истинном порядке вещей, (ибо кого, как не мертвых, вопрошать о смысле жизни?) похоронить в себе все, что подвержено тлению и лицезреть вещи поистине По Ту Сторонние, после которых вопросы и страхи физического умирания и последующего существования покажутся не боле чем детскими монстрами из-под кровати. Кстати о жизни загробной. Великое Море Мертвых – это огромнейшая и глубочайшая сила. Воистину, его можно созерцать и любоваться им бесконечно. Для знающего его ресурсы безграничны. Но, его атомарная единица, рядовой умерший, по сравнению с самим собой представляет блеклую тень курицы без головы: его осознания и уровня энергии хватает только на полусон, полный апатии и дезориентации, постепенного растворения и потери себя. А если человек еще имел при жизни неоконченные дела, то к этому еще примешивается чувство постоянной, неугасимой тревоги. Поэтому если человек хочет после смерти сохранить личность и силы, а не превратиться в очередного безликого пассажира №############# с забытым дома утюгом, то ему следует позаботиться о перемещении в тот мир заблаговременно. Чем для этого надо заниматься, я думаю, ясно из названия этого интервью :). Одержимость. Одержимость Духами – важнейшая часть Культа. Вопреки устоявшемуся мнению, это не вульгарная потеря сознания с последующим ползанием по стенам и агрессивного получленораздельного вещания из-под потолка, вывернув голову на 180 градусов. Такова судьба бесноватых и одержимых киюмбас – полусознательными злыми духами в Кимбанде, которые обычно навещают плохо подготовленных практиков и очень крайняя редкость для умелых адептов (которые, впрочем, могут работать с ними вполне сознательно). Одержимость же Эшу подобна огромной океанской волне, накатывающей сзади и объединяющей человека со всем океаном, ввергая последнего в переживание реальности далеко за пределами его естественных границ. Сознание при этом сохраняется, но при этом отходит как бы в сторону, позволяя Потоку проявить себя в мир. И так же плавно и естественно возвращается, когда проявление Духа через человека подошло к концу. Стоит отметить, что человек, искусный в Кимбанде и имеющий продолжительный и гармоничный контакт со своим Духом, всегда в какой-то степени является одержимым и при этом может сам варьировать эту степень. Так же нельзя забывать, что Духи Кимбанды – не Будды и Бодхисатвы в классическом, «ванильном» понимании этих слов, а вполне себе Вестники Царства Мертвых, Сущности с Той Стороны, и их проявление для «неподготовленных слушателей» может быть немного… дискомфортно :). Так, один наш адепт, работающий с Эшу Кавейра (одним из самых кровожадных Духов Пантеона), неожиданно получил от знакомых бандитов признание в том, что они испытывают иррациональный страх, находясь рядом с ним. А другой, находясь в одержимости Духом из Царства Инферно, чуть не устроил окружающим фильм «Сквозь Горизонт» наяву, с посещением мест, где глаза не нужны, чтобы видеть. Fr: Насколько разнятся люди, практикующие Кимбанду? Насколько гибок упомянутый лайфстайл Кимбанды: может ли ей заниматься человек, чье сердце к «жестокой романтике» вообще не лежит? А может ли кимбандой заняться, например, брутальный ЗОЖ-ник, принципиально презирающий алкоголь и курение? Matias: Может, но быстро сопьется :). Вообще, нет ничего невозможного, в частности у нас есть спортсмены, которые за пределами практик практически не употребляют спирто-табачные субстанции. С другой стороны надо понимать, что вся ром-сигарная эстетика тоже не на пустом месте образовалась. Каждый из компонентов этой La vida loca имеет за собой не только хорошо видимые культурные и грубо-энергетические отсылки, но и тонкий символьный ряд, и отдельные мистериальные составляющие. И поэтому человек, принципиально себя от них отделяющий, в итоге много теряет и заметно ослабляет свою практику. Во-вторых, жизнь вообще штука вредная для здоровья, и в итоге важно лишь ее качество, которое Кимбанда может многократно улучшить при правильном к ней подходе. Ну и наконец, никогда не лишне вспомнить слова Воланда: «Что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих». Что до типажей и характеров отдельно взятых людей, то тут возможно поистине огромное разнообразие: под каждого конкретного человека мы специально подбираем Духа, максимально на него похожего, так что палитра совершенно спокойно вмещает в себя весь спектр от тонких и творческих людей до без 5 минут персонажей песен группы «Кровосток», а так же от неподвижных созерцателей внутренних глубин до отвязных рок’н’ролльщиков, живущих в ритмах ночных мегаполисов. Ровно, как и подчас непредсказуемые их взаимопревращения, т.к. люди имеют привычку всю жизнь носить чужие маски, а Кимбанда в свою очередь имеет привычку их срывать. Fr: Насчет стартер-пака – в чем он состоит и какие препятствия встречает в местных стартующих? Matias: Если в этом плане брать нашу ветвь, то первое, что устанавливается – принципиальная совместимость человека с Кимбандой и подбор ему максимально соответствующего ему Духа. Для этого производится ряд ритуалов, в которых человек, если он подходит, связывается с потоком Кимбанды, определяется его Покровитель и его готовность обратить свое конструктивное внимание на кандидата. После чего, в случае позитивного отклика с Той Стороны, последнему выдается ряд индивидуально подобранных наставлений, которые выведут его на нужный контакт с этим Духом и помогут установить прочный фундамент практики. При этом я бы предостерег молодых и wannabe практиков от назначения Духов себе самим, т.к. основополагающую роль играет не поверхностное сходство характеров, а глубинное эйдетическое тождество, совпадение основополагающих «силовых линий», которое и дает успех и безопасность (насколько это слово вообще применимо к Кимбанде) практики. Поэтому подбор Духа должен осуществляться квалифицированным Брухо с правом передачи (в нашей ветви в СНГ это Брухо Эскуро, Бруха Аурелия и Брухо Матиас (наш собеседник – прим. Редакции)). Ровно так же я бы предостерег людей от самовольной практики Кимбанды вообще. Да, Духов можно без каких-либо сверх-особенных усилий призвать самому, взяв того же Фрисволда, или, простихосподи, «Вуду в Мегаполисе». Некий_Контакт_скорее_всего_будет. Но! Само содержание и последствия. Неизвестно кто к вам придёт под личиной Эшу, (такие случаи бывали не раз, особенно у так называемых «русских чернокнижников» и иррегулярных практиков-любителей психоактивных веществ) и каков будет итог общения. Вечеринка с ромом, сигарами и Эшу может быть вполне веселой и благодатной, но вот «похмелье» после таких «случайных связей» может быть поистине феерическим. Духи, уходя, далеко не всегда закрывают за собой дверь. Через которую потом может зайти кто угодно. Обычно это мертвые и киюмбас, причем последние часто выдают себя за Духов Кимбанды и прикрываясь их силой и авторитетом, попросту жрут и тратят его физическое и психическое здоровье. Жертв подобной дедовщины мы видели – зрелище нам совсем не понравилось. Далее, у Духов есть «режим толерантности к дуракам», который они включают и некоторое время держат при общении с молодыми и «залётными» практиками. При дальнейшем общении они либо: 1) выпинывают человека из практики, если он дурак, ни на что не годен и вообще надоел, оставляя его с «открытой дверью», чтобы последнему не скучно было; 2) продолжают транслировать режим толерантности, если человек годен хотя бы для того, чтобы быть игрушкой и кормушкой, но не способен на какие-то реальные, инициатические вещи (сюда попадают разные сетевые «Мастера Вуду» и люди с «картонными посвящениями»), и продолжают общаться с ним как с дебилом / ребенком (что часто выдается последними за генеральный успех в практике); 3) снимают режим и понемногу предстают в истинном свете, наглухо разрывая шаблон про смуглых мужиков в плащах и с вилами, исполняющих желания. Поэтому, когда некоторые из нас слышат, например, от разнообразных сетевых вудуистов про успешную практику с Капа-Прето, то начинают как-то очень нервно смеяться, и лишний раз вспоминают тантриков и их Милость Сокрытия (и лишний раз понимают, почему это именно Милость :). Fr. Давайте поговорим обстоятельнее о том, есть ли какие-то местные, национальные отличия от практики в других странах. Есть ли что-то, что является уникальной спецификой Кимбандейрос в России? Matias: Да, Кимбанда на просторах России (и ряда сопредельных государств) имеет свои устоявшиеся отличия от среднешаблонного представления о Традиции. Кто-то назвал Россию страной ночных кухонь и черных водолазок. Это верно и для Кимбанды. В России эта практика имеет гораздо более нуарный и ноктюрнальный оттенок, нежели в солнечных южных широтах. Здесь относительно редка разнузданная карнавальность, но часты ночные симпозии, где в облаках сигарного дыма на пересечениях теней сидят люди, находящиеся на половину не здесь, и перебрасываются странными фразами под аккомпанемент Dark Jazz’а. Что, кстати, абсолютно не мешает проявить Традицию любым иным способом, каковой возжелают практики Кимбанды сегодня или завтра. Вообще, русский человек – это человек глубин и крайностей. И это нельзя не уважать. Стремление донырнуть до дна самой глубокой бездны, постоянно борющееся с желанием плюнуть, схватить топор и уйти в Полночь, предварительно устроив всем бессмысленный и беспощадный Карачун, весьма примечается и привечается Духами Кимбанды. И потому они здесь, с нами. А косплеерам с ваксой на лице и костью в носу мы коллективно желаем перестать уже быть неграми и стать наконец русскими в истинном, кимбандийском смысле этого слова. Поверьте, оно гораздо интереснее. Fr. «А косплеерам с ваксой на лице и костью в носу» – здесь напрашивается вопрос о том, какое вообще место в Кимбанде занимает специфичная Традиции одежда, музыка, напитки, обстановка в жилище… Matias: Хороший вопрос. Тут надо выделить несколько моментов. Все элементы жреческой одежды имеют свои мистериальные значения и человек, практикующий Кимбанду, рано или поздно к ним приходит. Но, использование этих одеяний должно происходить не ранее возникновения уже совершенно утробной в них потребности и получения на то санкций от Духов. Иными словами, вещь сначала возникает на тонких планах и только после этого овеществляется в материальном мире. Вообще, никто не мешает надеть «вот это всё» просто как одежду, без претензий на какие-либо жреческие достижения и регалии. Но тут надо вспомнить, что Эшу и Помбы ценят в людях вкус и элегантность. Поэтому классически одетый человек, соблюдающий в своем костюме цвет и фасон, комплиментарный призываемому Духу, и подчеркивающий свою с ним связь парой соответствующих аксессуаров, получит в глазах Духов гораздо более высокую оценку, нежели вымученное существо в нелепых красно-черных шмотках, непонятной шляпе, и плаще «из занавески» с криво нашитой печатью, которое скорее похожее на плохой косплей мушкетера из романа Дюма, чем на практика уважаемого Культа. Касательно музыки, картина примерно та же. Обычно все начинают со скачанных записей исполнения Понто Кантадо (заклинания Духа) из тематических сборников, потом переходят на треки, лично определенные как подходящие для связи с конкретным Духом. У каждого практика со временем набирается их целая коллекция. Причем жанровые принадлежности всего этого богатства могут скакать от Юры Хоя до сложносочиненной шумовой электроники даже в пределах вкусов одного Духа. Что касается специализированных на Кимбанде проектов а‑ля «Picadores», «Dathura Suavolens» и им подобных, то они, как правило, отражают конкретный опыт конкретных людей и подходят скорее посторонним слушателям, давая им аудиально погрузиться в Кимбанду и проникнуться ее атмосферой. В то время как реальные практики, по нашим наблюдениям, очень быстро перестают использовать эти треки, часто по требованию самих Духов, переходя на личные коллекции. Fr. Ну и напоследок расскажите как вы видите связь между Кимбандой и Телемой, а так же Кимбандой и Хаос-Гностицизмом: как на смысловом, так и на институциональном планах. Есть ли пересечения «по-существу», есть ли эффективные практики, находящиеся на стыке этих систем?.. Matias: Ну что ж, начнем по-порядку. Кимбанда и Телема. Да, эта тема получила свое развитие, во многом благодаря бразильским телемитам. И вообще телемитам в целом, имеющим отвратительную привычку именем «Нового Эона» пытаться подгребать имеющиеся вертикали под себя, при этом не заходя дальше поверхностных соответствий. «Эшу = Терион», «Помба Жира = Бабалон». Кто бы сомневался… Такого не выдержал даже Фрисволд, который при этом сам знаменит как знатнейший миксолог духовного. Хотя, если посмотреть за пределы этикеток, то мы увидим что философия и жизненные принципы Кимбанды являются больше Телемой чем сама Телема. Принципы полной свободы, и «делай что желаешь» как единственный возможный закон, отсутствие общеобязательной для всех истины aka «Каждый сам себе свой Кетер», культ земли и ее вызовов и наслаждений, солнечная экспансия победоносно играющего Дитя, свободная и священная сексуальность, альянсы с демоническим и многое другое. При этом, замечу, что на мой взгляд кимбандийский практический инструментарий подходит для всего вышеперечисленного гораздо более, нежели иудохристианские околокаббалистические пережитки, в свое время основанные на ровно противоположных принципах, и до сих пор составляющие основные методы достижения, вкупе с табуированной до высоких степеней сексуальной магией и зачастую сильно исковерканными заимствованиями из других Традиций. Впрочем, каждому свое, ни на что не претендую в данном вопросе. Далее, Кимбанда и Хаос-Гностицизм. Достаточно распространенное сейчас течение, имеющее тенденции к развитию. Как раз недавно читал интервью одной организации, основанной на подобном подходе. Судя по прочитанному, люди совершенно правильно отринули неуместный местный колорит, после чего переделали все на хаос-гностический лад, по пути скрестив Кимбанду с теориями ToTBL, (ex-MLO) (Temple of The Black Light – прим. Редакции) основанными в первую очередь на дуалистической леворучной каббалистике. Последние, кстати, тоже в свое время пытались адаптировать Кимбанду под свои антикосмические дела, о чем даже выпустили книгу. Что тут можно сказать чисто технически? Несмотря на ряд схожих пунктов, Каббала и Кимбанда – совершенно разные метафизические вертикали и прямых (и, тем более, иерархических) связей между ними нет. Александр Эскуро в свое время специально на практике исследовал этот вопрос на пару с весьма авторитетным практиком Гоэтии, в результате чего прямых зависимостей выявлено не было. Что касается идеологической стороны вопроса, то этот вопрос я в свое время обсуждал с Брухо Церберо, нынешним патриархом нашей Ветви, будучи гостем его резиденции Бразилии. Услышав про кимбандийский Хаос-Гнозис, Брухо, до того мирно пивший кофе, выразительно посмотрел в окно, чему-то улыбнулся, как будто вспоминая дни неразумной бурной молодости, допил кофе, поставил чашку на стол, после чего покачал головой и сказал: «Не Изящно». В принципе тут можно было бы написать пару абзацев про то, что, что подобные течения уже многократно были в человеческой истории, и что заканчивались они чем-то более уравновешенным и недуальным, что радикализм юности – прекрасен, но чаще всего мимолетен, что прямолинейность антикосмического Джихада и Игра слабо совместимы, что рамки гностицизма – это тоже рамки и многое другое, но все это уже прекрасно уместилось в слова пожилого Брухо. Людям же, практикующим в этой версии Кимбанды, мы всячески желаем успехов и прозрений. Молодость и хардкор тоже должны иметь место быть! Просмотры: 1 813 Навигация по записям По тропе национального некрокульта: три осколка русского ОсирисаТворческий потенциал, эволюция интеллекта и «вертиго» свободы: диалог между Джейсоном Силвой и Ричардом Дойлом Добавить комментарий Отменить ответВаш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *Комментарий * Имя * Email * Сайт Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.