Электронная революция У.С. Берроуза (перевод)

Вернувшись к своему переводу через несколько лет, я обнаружил, что перевод был ужасен, зато тема эта по-прежнему важна и нужна. Возможно, сейчас она стала даже актуальнее, чем в 2010-м, когда я переводил этот текст. Читайте, распространяйте, делайте. Не мы начали эту войну, но наше право — победить в ней. Пусть будет Электронная Революция!

© ichhantik

BH-526-WILLIAM-BURROUGHS-EVENT-FLYER-WEB-SLIDE

[Читать оригинал]

В книге «Невидимое поколение», впервые опубликованной в IT и Los Angeles Free Press в 1966 году и перепечатанной в The Job, я рассмотрел потенциальные возможности, которыми обладают тысячи людей с записывающими магнитофонами, большими и маленькими — сообщения, разносящиеся как звук сигнальных барабанов, пародии на речи нашего Президента звучащие с балконов и из под них, стремящиеся из окон и в окна, сквозь стены, звучащие в зданиях судов, подобранные брешущими псами, бормочущими бомжами, музыкой, потоками уличного движения на холодных проспектах, в парках и на футбольных полях. Иллюзии это революционное оружие, которое позволяет:

РАСПРОСТРАНЯТЬ СЛУХИ

Введите десяток операторов с тщательно подготовленными записями в толчею часа пик и вы увидите, как быстро распространяются слова. Люди не знают, где они это слышали, но они это слышали.

КОМПРОМЕТИРОВАТЬ ОППОНЕНТОВ

Возьмите запись речи Уоллеса и вклейте туда заикание кашель чихание икоту рычание крики боли страха хныканье апоплексические брызги текущие слюни бред идиота шумы секса и звуки животных и воспроизведите это на улице станциях подземки парках политических собраниях.

Запись полицейских свистков привлечет копов. Звучат записанные выстрелы – и у них стволы наготове.

БОЕВОЕ ОРУЖИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ И УСИЛЕНИЯ БУНТОВ

В этой операции нет ничего мистического. Звуки бунта могут создать настоящий бунт в благоприятной ситуации. Запись полицейских свистков привлечет копов. Записанные выстрелы – и у них стволы наготове.

 «БОЖЕ МОЙ, ОНИ УБИВАЮТ НАС!»

Гвардеец позже сказал: «Я услышал и увидел, как мой товарищ упал, лицо в крови (решил, что в него попал брошенный камень) и я подумал, ну, вот оно» Кровавая Среда. Потрясенная Америка — насчитано 23 Убитых и 32 Раненых, 6 Тяжело.

Контроль масс-медиа осуществляется путѐм выстраивания ассоциативных цепочек. Когда цепочки разрезаются, разрушаются ассоциативные связи.

124203

Так все работает, вот ситуация перед бунтом. Протестующих заставили протестовать мирным образом, а полиция и Гвардия тренируются в сдерживании толпы. Под куртками — десять диктофонов, воспроизведение и запись контролируются кнопками на лацканах. На них записаны звуки бунтов в Чикаго, Париже, Мехико, в Кенте, штат Огайо. Если сделать громкость воспроизведения равной окружающей, никто не заметит. Полиция толкается с демонстрантами. Операторы сходятся в одной точке, включают запись из Чикаго, включают воспроизведение, двигаются к следующим столкновениям, записывают, продолжают движение. Ситуация накаляется, какой-нибудь коп со стоном валится на землю, пронзительный хор записанных свиных визгов и смешного рычания.

Можно ли остудить бунт, записав самого спокойного копа и самого разумного демонстранта? Возможно! Куда легче, однако, начать беспорядки, а не закончить их. Простая нарезка на магнитофоне может быть использована как оружие. Смотрите, как идущие операторы делают нарезку. Они наугад нарезают из Чикаго, Парижа, Мехико, Кента и того, с чем имеют дело сейчас. Это и есть нарезка.

ДАЛЬНОБОЙНОЕ ОРУЖИЕ ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ И УНИЧТОЖЕНИЯ

АССОЦИАТИВНЫХ ЦЕПОЧЕК, НАВЯЗАННЫХ МАСС-МЕДИА

Управление масс-медиа зависит от выстраиваемых ассоциативных цепочек. Когда эти цепочки разрезаны, ассоциативные связи разрушаются.

Вчера в 26 милях к северу от Сайгона Президент Джонсон ворвался в шикарные апартаменты и взял на мушку трех девиц.

При помощи магнитофона можно разрезать бормотание средств массовой информации и вынести его на улицу измененным. Например, болтовню ежедневной прессы. Она появляется с утренними газетами, миллионы людей читают одни и те же слова. По разному читают, разумеется. Статья, восхваляющая действия мистера Кэллахана, запретившего Южно-Африканский Турнир по Крикету испортила завтрак полковнику. Все тем или иным образом реагируют на мир бумажных страниц и далеких событий, и это становится составной частью нашей реальности.

С помощью магнитофона можно разрезать бормотание СМИ и вынести его на улицу измененным.

electronic_revolution.uk.blackmoor.1971

Вы увидите, что это — процесс постоянного случайного монтажа. Какой знак вы видели на станции Грин-Парк, когда оторвали взгляд от журнала «People»? Кто вас окликнул, когда вы читали заметку в своей «Таймс»? Что вы читали, когда ваша жена разбила тарелку на кухне? Бумажный мир – ненастоящий и в то же время настоящий, потому что это все на самом деле происходит.

Бормотание вечерних новостей в телевизоре. Сосредоточьтесь на миллионах, которые смотрят сейчас на Джесси Джеймса или «Виргинца» в это самое время. Многоязычное бормотание заголовков еженедельных журналов новостей, дата на которых всегда проставлена неделей вперед. Заметили ли вы поцелуй смерти на обложке «Тайм»? Мадам Ну была там, когда ее муж был убит и его правительство пало. Фервуд был на первой обложке «Тайм», когда демон-солитер дал приказ о его уничтожении через того же посланца. Читал Библию, держал себя в руках, никаких дурных привычек, ну вы представляете такой типаж. «Старый добрый», и все о том же читал.

Поэтому — монтируйте рассказы, ТВ-шоу, цитаты о фондовом рынке, рекламу и вынесите смешанное воедино бормотание на улицы.

***

Подпольная пресса служит единственным эффективным противовесом всевозрастающей мощи  и  утонченным  технологии  используемым  ведущими  масс-медиа  для фальсификации, искажения, неверного цитирования, выставления как чего-то априори смехотворного или простого игнорирования и замазывания той информации, книг, открытий, которые они считают несоответствующими интересам истеблишмента.

Я считаю, что подпольная пресса могла бы выполнять эти же функции гораздо более эффективно с использованием технологии нарезки. Создайте, например, нарезку из самых отвратительных реакционных высказываний, какие только сможете найти, и снабдите их самыми отвратительными изображениями. Теперь добавьте всякого бреда, слабоумных воплей, животных криков и добавьте запись к шепотку новостей. Проделайте такое с каждым сюжетом и запишите ленту с обработанной нарезкой из новостей, радио и ТВ. Включите это бурчание раньше, чем газеты достигнут своих ларьков. Возникает очень забавное ощущение, когда ты видишь заголовки, которые всѐ вертелись и вертелись у тебя в голове. Я считаю, что подпольная пресса могла бы добавить такое бормотание в размещаемую рекламу и создать уникальную рекламную службу. Нарежьте товар и попсовые мелодии, нарежьте товар и рекламные лозунги и ролики о других товарах и смело распродавайте.

Любому, кто сомневается, что эти техники работают, стоит просто их опробовать.

bigfig13

Любой, кто сомневается, что эти техники работают, должен их просто попробовать. Описанные здесь техники используются ЦРУ и агентами других стран… Десять лет назад они делали систематические уличные записи в каждом районе Парижа. Я помню человека-Голос Америки в Танжере и полную комнату магнитофонов — сквозь стену слышатся странные звуки. Держишь себя в руках, здороваешься с ним в холле. Никого никогда не впускали в этот номер, даже прислугу. Конечно, есть множество технических средств, таких как дальнобойные направленные микрофоны. Если вы нарезаете призыв к намазу и смешиваете его с хрюканьем кабана — не стоит потом ходить по рынку с диктофоном.

В статье Ричарда К. Френча в журнале «Нью Сайентист» от 4 июня 1970 года, страница 470, озаглавленной «Электронное Искусство Не-коммуникации» приводятся более точные технические указания.

В 1968 году с помощью Йэна Соммервиля и Энтони Балча я взял небольшой отрывок записи моего голоса и нарезал его на интервалы в одну двадцать четвертую часть секунды (работал с звуковой дорожкой для фильма, так как она крупнее и ее легче резать) – и изменил порядок этих двадцати четырех интервалов в секунду, содержавших мой голос. Изначально произнесенные слова были потеряны, но появились новые слова. Голос остается и сразу можно понять, кто говорил. Также остается тон говорившего. Если этот тон был дружелюбным, враждебным, сексуальным, поэтическим, саркастическим, безжизненным, отчаянным, то это будет проявлено при изменении последовательности.

Я не осознавал в то время, что я использовал технику, существующую с 1881 года… Я цитирую статью м-ра Френча: «устройства для шифрования речи появляются начиная с 1881 года и предназначались для того, чтобы заставить переговоры по телефону и радио звучать бессмысленно для посторонних, и с тех пор они с нами…» Сообщение шифруется, шифруется при передаче и расшифровывается на приемном конце.

Представьте себе, что человеческое тело и нервная система являются дешифрующими устройствами. Помните, что когда нервная система человека расшифровывает шифрованное сообщение, субъекту будет казаться, что это его собственные идеи, только что пришедшие ему в голову.

47027_2

Существует много подобных шифрующих устройств, использующих при работе разные принципы… «другим устройством, увидевшим свет во время войны, является шифратор с делением по времени. Сигнал делился на элементы длиной по 0,005 сантиметра. Эти элементы соединялись в группы, или кадры, длиной по 0,02 и эти кусочки соединялись в новую последовательность. Это действительно может быть выполнено и дает хорошее представление о том, на что похожи звуки голоса при подобной шифрующей обработке».

Это я и проделал в 1968 году. И это – расширение метода нарезки. Чтобы сделать самую простую нарезку, надо разрезать страницу пополам посередине и еще раз пополам, чтобы получились четыре части. Часть 1 потом складывается в новую последовательность с частями 4, 3 и 2. Дальше можно разбивать страницу на все более и более мелкие единицы для сложения новых последовательностей.

Основной задачей всех шифрующих устройств является превращение сообщения в нечто бессмысленное без разрушения основы сообщения. Другим применением шифраторов речи может быть распространение повсеместного контроля над мыслями. Представьте себе, что человеческое тело и нервная система являются дешифрующими устройствами. Даже простой вирус простуды может сделать субъекта более способным к расшифровке сообщений. Такие наркотики как ЛСД и ДМТ также могут работать устройствами дешифровки. Более того, масс-медиа могут сделать миллионы людей готовыми принять шифрованные версии одного и того же сообщения. Помните, что когда человеческая нервная система расшифровывает шифрованное сообщение, субъекту будет казаться, что это его собственные идеи, только что пришедшие ему в голову, и, на самом деле, так и есть.

Возьмите карту, любую карту. В большинстве случаев он не будет подозревать их внешнее происхождение. Так и мелет мельница передовиц – читатель некритично воспринимает зашифрованное сообщение и предполагает, что оно отражает его собственные мнения, появившиеся самостоятельно. С другой стороны, субъект может осознавать или подозревать внешнюю природу голосов, которые по сути, возникают в его голове. И вот у нас симптомы классического параноидального психоза. Субъект слышит голоса.

Любого можно заставить слышать голоса, используя технологии шифрования. Не так трудно сделать его открытым для сообщения, которое зашифровано и любую часть которого можно сделать осмысленной. Это можно сделать при помощи уличных диктофонов, диктофонов в автомобилях, обработанных радио- и телепередач. Можно у него дома, если получится, а можно в каком-нибудь баре или ресторане, где он часто бывает. Если он не разговаривает с собой, то скоро начнет. Установите прослушивание у него дома. Теперь его крыша действительно отъезжает, он слышит свой собственный голос из радио- и телепередач и разговоров незнакомых прохожих. Видите, как просто?

Любого можно заставить слышать голоса, используя шифрование.

weissner-tape.in-box

Помните, часть зашифрованного сообщения бессмысленна, но в любом случае он узнает свой голос. Враждебные голоса белых, расшифрованные негром, тоже заставят его вспомнить каждый случай, когда ему угрожали или его унижали белые. Еще лучше – использовать голоса, знакомые ему. Такое пробудит все его противоречия с теми людьми. Можно научить его любить своих врагов, создав из вражеских голосов дружелюбные сообщения.

Таким образом, голоса могут быть дружелюбными и успокаивающими. Теперь он работает на ЦРУ, или ГПУ, или кого-то там еще, а голоса – это приказы для него. Теперь у них есть агент, у которого нет никакой информации, которую он мог бы выдать, и которому не нужно платить, но он полностью управляем. Если он не будет подчиняться приказам, они будут наказывать его злыми, враждебными голосами. Нет, «Они» не Бог или какие-то инопланетяне с супер-технологиями. Они просто техники, работающие со знакомым оборудованием способами, которые может повторить любой, кто может его купить и работать с этим оборудованием.

Чтобы представить себе, как техника шифрования могла бы работать в больших масштабах, представьте себе, что большая новостная газета вроде «Тайм» создает целый выпуск за неделю до публикации и наполняет ее новостями, основанными на предсказаниях, придерживающихся определенной идеи, без попыток совершить что-то невозможное, а просто в каждой истории рассказывая о том, как круты наши ребята и как постоянно проигрывают и погибают Комми, целый выпуск «Тайм», созданный из новостей,  имеющих  определенный  уклон.  Теперь  представьте,  как  все  это, зашифрованное, выходит в масс-медиа.

Имея минимум оборудования, то же можно повторить в меньшем масштабе. Вам понадобится шифратор, телевизор, радио, две видеокамеры, любительская радиостанция и простая фотостудия с небольшим реквизитом и актерами. Для начала смешиваете вместе все новости и, когда только можете, выкидываете их в эфир с помощью радиостанции и магнитофонов на улицах. С помощью видеокамеры создаете фальшивые выпуски новостей. Для изображений используете в основном старый материал. Мехико выдаем за бунт в Сайгоне; Лондондерри можно выдать за Чили. Никто не знает разницы. Пожары, землетрясения, падения самолетов можно показывать с чем угодно. Например, вот падение самолета в Торонто, 108 погибших, так просто добавьте падение самолета в Барселоне в Торонто, а Торонто – в Барселону. И смешивайте сфабрикованные вами новости с настоящими выпусками новостей.

Технология нарезки может погрузить масс-медиа в болото иллюзий.

0012 william burroughs

Вы обладаете возможностями, которых нет у противника. Он должен скрывать свои манипуляции. Вас такая необходимость не связывает. На самом деле, можно даже повсеместно заявлять о том, что вы пишете новости из будущего и пытаетесь сделать их реальностью при помощью технологии, которую может использовать каждый. Теперь вы и есть новости. И если вы все сделаете правильно – ещѐ и телезвезда. Вам необходимо как можно более широкое распространение ваших видеонарезок. Технология нарезки может погрузить масс-медиа в болото иллюзий.

Придуманные ежедневные новости задним числом отменили землетрясение в Сан-Франциско и взрыв в Галифаксе, объявив журналистскими «утками», и сомнение, выпущенное на свободу, поглотило все факты истории.

Придуманные ежедневные новости задним числом отменили землетрясение в Сан-Франциско и взрыв в Галифаксе, объявив журналистскими «утками», и сомнение, выпущенное на свободу, поглотило все факты истории.

Мистер  Френч  делает  вывод  в  своей  статье:  «Использование  современных микроэлектронных интегральных схем позволит настолько снизить цену шифраторов речи, что частные лица смогут приобретать их. Коды и шифры всегда были очень привлекательны для многих людей, и я думаю, что и шифраторы речи также будут для них привлекательны…»

Обычно предполагается, что речь надо воспринимать сознательно, чтобы она произвела действие. Ранние эксперименты с подсознательными образами показали, что это неверно. Некоторые исследовательские проекты могут быть основаны на использовании шифраторов речи. Всем знаком видели эксперимент, когда кто-то слышит свой собственный голос спустя несколько секунд. Скоро он оказывается не в состоянии продолжать говорить. Будет ли шифрованная речь действовать схожим образом? До каких пределов простирается действие языка как декодера, использующего понятия или/не? Насколько влияет тон голоса, слышимый в сообщении, на слушателя?

Многие из пленок с нарезкой могут быть развлекательными, и, развлечение действительно является самым многообещающим полем применения технологии нарезки. Представьте себе поп-фестиваль вроде Фан Сити, назначеного на 24-26 июля 1970 года в Общине Экклесден, Пэтчин, около Вортинга. На территории фестиваля расположены парковки и места для палаток, рок-сцены, деревни с барами и кино и много леса. Несколько магнитофонов в лесу и деревне. Для того, чтобы распространить звук повсеместно на фестивале их должно быть как можно больше. В магнитофонах – пленки с заранее записанным материалом, музыкой, новостями, радиопередачами, записями с других фестивалей и всем подобным.

Часть аппаратуры всѐ время находятся в режиме воспроизведения, а часть в режиме записи. Для публики делается нарезка, в которой люди смогут услышать свои собственные голоса. Воспроизведение, перемотка и запись могут производиться автоматически с определенными интервалами, или могут управляться вручную, так что оператор сможет сам решать, когда воспроизводить, когда записывать и когда перематывать. Эффект будет сильнее, если части публики на фестивале раздать портативные диктофоны, и они будут записывать и воспроизводить, перемещаясь по площадке фестиваля.

Это можно дополнить проекционными экранами и видеокамерами. Часть материала готовится заранее — эротические фильмы, фильмы о других фестивалях и записи с этого фестиваля перемешиваются записями новостных передач и видеозаписями из толпы. Конечно, рок-фестиваль тоже появляется на экранах, тысячи любительских аудиозаписей, они воспроизводятся, исполнитель сам может управлять воспроизведением и записью. Часть территории отвести для бродяг, жонглеров, представлений с животными, заклинателями змей, певцов, музыкантов и все эти записи нарезать. Снимать и записывать весь фестиваль, редактируя, чтобы выбрать лучшее, чтобы потом использовать на прочих фестивалях.

Идея для исследования: наблюдая за подопытными субъектами, понять, до каких пределов они способны расшифровывать зашифрованные сообщения.

Чтобы всѐ это устроить, потребуется довольно много оборудования и труда. Фестиваль можно улучшить, если как можно больше посетителей принесут диктофоны и будут включать их на фестивале. Любое сообщение, музыка, разговор, который вы хотите передать — приносите его на кассете и каждый унесет домой часть вашей записи.

[Скачать продолжение в pdf]

Burroughs-Announcement

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Закрыть