Взбунтуйте Город, Граф!

1991 год, режиссёр — Сергей Гурьянов

Самыми неожиданными путями и в самом непредсказуемом контексте на поверхность всплывают фильмы начала девяностых. И ещё больше странных фильмов остаются тотально недоступными зрителю. Вполне возможно, что огромный процент работ, снятых в тот короткий период абсолютной свободы, сейчас существует только в одном экземпляре, на старой плёнке, в частной коллекции или в архиве провинциальной телекомпании. Многие из этих фильмов и снимались в провинции, независимые кинофирмы появлялись в городах, где не было государственных киностудий и соответствующей инфраструктуры. Естественно, прокат таких фильмов тоже оставался во многом локальным.

Одним из известных нам примеров провинциального кинобизнеса является фирма «Новый курс» из города Пермь. Очень показательная история, на самом деле. За короткий период там было снято довольно большое количество полнометражных фильмов. Потом настала «шоковая терапия», и все доходы моментально сгорели в пламени гайдаровской реформы. Я думаю, что это не единичный случай, и что именно такая история случилась с множеством других независимых режиссёров и продюсеров. В любом случае, сейчас фильмы периода короткого расцвета пермьского кинематографа совершенно недоступны. За одним исключением.

Фантастическая комедия «Взбунтуйте город, Граф» внезапно стала актуальной в конце нулевых. Дело в том, что именно Пермь стала центром грандиозного культурного проекта, организованного известным галеристом Маратом Гельманом. Российская провинция не переживала такого вторжения актуального искусства со времён Малевича, раскрашивавшего с учениками улицы Витебска супрематическими узорами. А русская и русскоязычная провинция, в целом, весьма агрессивно относится к тому, чего не понимает и не хочет понимать.

Я сам родом из маленького города, в котором родился Марк Ротко. Возможность привлечь туристов на родину известного художника привела к тому, что появился очень своеобразный памятник. И к решению построить музей. В итоге началась целая кампания протеста против возвеличивания «маляра шизофреника». А ведь речь идёт лишь об одном, давно покойном художнике. На Пермь же обрушился целый поток художников. Живых и активных. Результат вполне предсказуем.

На фоне вышеописанного аннотация к полузабытому фильму читается как отрывок из очередной разгромной статьи в газете «Звезда». «Нечистая сила осуществляет грандиозный проект по установлению дьявольского порядка во всем мире. Центром эксперимента избран город Пермь».

Патриотически настроенные зрители так его и восприняли, известно, что этот фильм показывался в киноклубе патриотической лоялистской организации «Суть Времени» с описанием, будто в фильме русский человек самим фактом своего существования планы нечисти расстраивает. Единственный доступный в интернете вариант фильма был записан кем-то с экрана на камеру, и выложен по частям на видеохостинг для онлайн просмотра.

Описание файла, опять таки, сообщало, что перед нами пророческий фильм о том, как соблазняли Россию. Качество файла, естественно, крайне низкое. Но вполне достаточное для внимательного просмотра.

Так вот, после ознакомления с данным шедевром я в принципе не понимаю, как его можно трактовать в консервативном ключе. Это очень лихой фильм, чьи невысокие художественные достоинства с лихвой окупаются по настоящему диким сюжетом. Опишу только завязку.

Магистр ордена нечистой силы, правивший этим орденом со дня сотворения мира, возвращается в родимый ад после долгого отсутствия. В аду его ждёт большой сюрприз. Возглавивший орден Гроссмейстер резко изменил и внешнюю, и внутреннюю политику. Стремясь заслужить прощение от Бога он установил в аду железный и добродетельный порядок. И намерен устроить тоже самое на Земле, дабы и люди, по примеру чертей, начали ходить строем и питаться манной кашей без соли и сахара.

В качестве образца для подражания Гроссмейстер выбрал город Пермь, как самое законопослушное и покорное место на Земле. Именно там, под видом научной конференции, состоится добродетельный шабаш, в ходе которого избранная астрологами будущая мать должна сочетаться браком с одним из двух кандидатов на роль отца будущего мессии.

Не антихриста, а именно мессии, с самыми добрыми и благолепными задачами, возглавить усмирённое человечество.

Гроссмейстер, впрочем, считает одного из кандидатов, западного учёного филолога, плохим вариантом, поскольку тот слишком умён и независим. Поэтому бесу, именуемому Графом, даётся приказ задержать нашего героя, любой ценой не пустив его на «конференцию».

Граф — явный трикстер, чёрт диссидент, отказавшийся присоединиться к дивному новому аду. В свою очередь Магистр, тоже крайне не довольный нововведениями, даёт Графу тайное задание. То самое, которое вынесено в название фильма. Ведь любой бунт в Перьми разрушит все планы Гроссмейстера.
В итоге весь фильм трое главных героев, а именно вышеупомянутый учёный, девушка, ещё не знающая о том что она будущая мать мессии, и их случайный попутчик, страховой агент, прорываются буквально с боем через Пермь, встречая на каждом шагу козни Графа.

Граф не просто так устраивает на публике безумные перфомансы, вроде террористического захвата трамвая с требованием проложить рельсы до Пакистана, или постройки в центре эшафота для имитации публичной казни себя самого в образе вышеупомянутого террориста. Он шокирует и провоцирует, пытаясь предотвратить другой дьявольский план. Светлых сил в фильме нет, несмотря на наличие у чертей жуткого по виду идола, призванного олицетворять «Бога». Борьба на экране происходит между инфернальным порядком и инфернальным хаосом, с явными симпатиями автора в сторону последнего.

Это очень важный аспект. Я не являюсь любителем растекаться мыслью по дереву, придумывая метафизический смысл для продуктов массовой культуры. Но это знаковый симптом. На момент съёмок данной легкомысленной комедии выбор между оргией и манной кашей по расписанию автоматически делался в пользу оргии.

Не менее знаковый симптом, по моему, состоит в том, что сейчас этот фильм используют для пропаганды своих идей люди, склонные скорее делать свой выбор в пользу манной каши.

Замечательная чушь. Очень надеюсь на то, что в будущем его в нормальном качестве издадут. Вместе с другими фильмами пермской волны.

© Раймонд Крумгольд, 2012
На иллюстрациях — город-герой ПЕРЬМ

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Закрыть