Копать-не перекопать («Крот» Ходоровски) Алехандро Ходоровски, восьмидесятилетний мексиканец-потомок еврейских эмигрантов из Одессы, – режиссер культовый во всех смыслах. Культовый, но, мягко говоря, не самый плодовитый в творческом плане, хотя бесчисленные сыновья Ходоровски свидетельствуют, что с обычной плодовитостью у него все в порядке. Шесть фильмов за сорок лет, все снятые еще до 1990 года – это было бы даже как-то возмутительно, если бы речь шла, скажем, о Кубрике или Дэвиде Линче. Тем не менее, Ходоровски есть Ходоровски – один из немногих людей на планете, наряду со, скажем, Алистером Кроули и Мэйнардом Джеймсом Кинаном, он сумел успешно реализовать программу «человека эпохи Возрождения». Ходоровски до сих пор пишет книги, создает комиксы, занимается марсельским Таро и проводит странного рода постъюнгианские психотренинги для всех желающих. В лучшие времена он еще играл в театре, занимался ЛСД-медитацией и сам писал музыку к своим лентам. Сосредоточимся, впрочем, на фильмах, отборнейшем золоте живого классика наших дней. Итак, шесть фильмов за сорок лет. Менее чем мало. Более того, даже в таком небогатом улове наблюдается причудливый разнобой. Честно говоря, как-то неловко подыскивать слова для описания мегаломанского проекта «Dune» (который издох еще до начала съемок), детского кино «Бивень» (которое до того плохо, что, кажется, его кроме эстетов никто и не видел) или откровенно коммерческой мелодрамы средней руки «Радужный Воришка» (с которой впоследствии скалькировал свои лучшие фильмы Эмир Кустурица – сравнить, к примеру, образы Димы из «РВ» и Чорного из «Андерграунда»). Всерьез можно рассматривать только трилогию индивидуации, «Крот»-«Священная гора»-«Святая кровь», за которую, собственно, Ходоровски получил абсолютно заслуженный статус гения, эмиссара бога на земле etc. Первый в цепочке фильм, «Крот»(«El Topo») и станет предметом нашего анализа. «Крот» – кинодебют Ходоровски на большом экране. Вышедшая в 1968 году картина «Фандо и Лиз», творческая переработка сюрреалистической пьесы Фернандо Арабаля, по сути, была все той же театральной постановкой, перенесенной со сцены на скалистый пейзаж. Но если следующая картина режиссера, «Священная гора»(1973), демонстрирует зрителю процесс Великого Делания практически as it is (впрочем, учитывая противоречивую концовку, «Гору» можно заподозрить в надуманности и даже в разработке «контринициатического» new age подхода, что, однако, не является темой настоящего материала), то повествование «Крота» ведется в ключе символическом, нуждающемся в комментариях для среднего – и даже не очень зрителя. Первая часть фильма, выдержанная в стилистике вестерна, открывается кадром Крота и его сына, которые едут на лошади. Вот оно – начало инициатического пути, когда тело и душа начинают смутно ощущать извечную раздельность друг друга, и в то же время неразрывную связь, когда бурные шумы непроработанной психики мешают и забивают канал, мешая расслышать единственно верный зов изнутри. Крот наигрывает этот зов на флейте и сообщает сыну (телу), что он должен закопать свою первую игрушку и фотографию матери в песок. Для человека, хотя бы поверхностно знакомого с психологией, не составит труда расшифровать, что скрывается за эвфемизмом «первой игрушки», а также смысл самого ритуального отречения. Эдипов комплекс пройден, инфантильные фантазии позади, все еще ноют грустью, но уже безопасно, безвозвратно. Взросление человека начинается. Путешествуя, всадники встречают безжизненный город, все жители которого были убиты, как и их ручные животные. После этапа разрыва с материнством неизбежно следует другой, более жестокий внешне, но, как ни странно, и более легкий – ницшеанский разрыв с фигурой отца, где просто нужно продемонстрировать достаточную силу, заявить право. Убивая «злодеев», Крот обнаруживает, что все они подчиняются одному человеку – Полковнику, архетипу отца, который захватил маленький городок с монастырем по соседству и держит его обитателей как заложников. Грубо говоря, это представление об устройстве мира незрелого, но чрезвычайно уже куда-то стремящегося юного сознания – отсюда идея Иалдабаофа, которого надо повергнуть. Пройдя испытание с непременной кастрацией противника, Крот получает в награду женщину – обретение самостоятельности и начало интеграции Анимы, используя термины К.Г.Юнга. Здесь начинается первый этап серьезной духовной работы, который заключается в покорении четырех стихий («мастеров стрельбы») под управлением воли. Тело временно предоставляется само себе – в фильме это передача ребенка монахам, потом они встретятся вновь. Крот-дух же теперь поглощен своей задачей и взаимодействием с женщиной – Марой, которая подсказывает ему дальнейшие действия. При желании Мару можно истолковать как Шехину, первый проблеск Святого Ангела-Хранителя, или некой божественной интуиции, не суть важно. Первая дуэль – с человеком-воздухом, слепцом с женским голосом, которого охраняет безногий, несомый безруким. Он утверждает, что «не имеет защиты», и это определенно правда. Чудесный момент, как эту, так и все последующие дуэли Крот выигрывает сомнительным (с его точки зрения) способом, не будучи уверенным в результате, пока все уже не осталось позади, что сходно с ощущениями от оккультного продвижения. Как только Крот убивает человека-Огня, возникает загадочная безымянная женщина, она дает Маре зеркало, к которому немедленно оказывается прикованным ее внимание. Стрелок определенно злится от такого расклада и разбивает стекло. После безуспешных попыток собрать зеркало, Мара повинуется, собирает осколки и отдает Кроту, тот кладет их в карман. Весь эпизод целиком более всего походит на успешное покорение Йесод, сфиры иллюзий и отражений. Загадочная женщина – очевидно Тень, опять же, в юнгианском смысле, необходимая и опасная. Второй стрелок – человек-Земля (почему порядок прохождения стихий именно таков? Неизвестно, но ведь и сам опыт индивидуации Крота уникален), черпающий, как один персонаж греческой мифологии, силу в своей Матери-Земле. Крот сразу же проигрывает ему в битве, после чего враг расслабляется и решает раскрыть ему тайну своей мощи – рассказывая, как он тренировал свои пальцы, ежедневно работая с углем и изготовляя объекты тонкой работы – странные пирамиды, похожие на кристаллические решетки. Затем звучит главная его тайна – собственно, о любви и заботе о Матери, в то время как Крот «никого не любит и живет, чтобы убивать других». Что ж – тем не менее, как раз по этой причине у человека-Земли никогда не будет шанса стать Кротом и завершить свою инициацию. Враг решает дать Кроту еще один шанс и, пока они расходятся, Крот незаметно помещает осколки того самого зеркала на землю, Мать вручает ему револьвер, отступает назад, и кричит от боли. Позабыв обо всем, человек-Земля бросается на защиту своей кормилицы – и получает пулю в затылок. Третий противник – человек-Огонь, живущий на кроличьей ферме. Кролики начинают умирать, когда нога Крота ступает на эту землю. Враг необычен, он скорее соответствует толтекскому «пути-с-сердцем», чем традиционному пониманию сокрушающего огня-воина. В нем присутствует интересная, почти самурайская обреченность вкупе с тонкой чувствительностью – так, например, они с Кротом некоторое время не говорят, а просто играют друг другу музыку, ведь «music can tell a person’s character more than word». Стрелки соревнуются, поражая ворон – и человек-Огонь демонстрирует Кроту, в чем его преимущество – пуля Крота разносит голову птицы, Огня – пробивает сердце. Однако оказывается, что сейчас комично обратная ситуация, если бы человек-Огонь выстрелил Кроту в голову, то, несомненно, прикончил бы его. Он стреляет по привычке в сердце – а Крот поднимается, смеясь, ведь у него есть защита Земли, урок, полученный от предыдущего дуэлянта. Воин Огня бьет лишь один раз, обычно убивая наверняка, и так как второй пули у него попросту нет, Крот побеждает вновь. На стадии Огня самоинициирующегося Крота вполне закономерно начинает «ломать», он сомневается в том, что и как делает, и стоит ли делать это вообще. В дань уважения мастеру он делает для него специфическую усыпальницу. Последний противник Крота на этом этапе пути – человек-Вода, текучее неземное существо, носящее обноски, променявший пистолет на сачок для бабочек. Крот пытается драться с ним на кулаках, но даже не может коснуться, он стреляет, но Вода ловит пули сачком и бросает обратно. Крот впадает в отчаяние от осознания того, что он проиграл, тогда мастер плачет и спрашивает в сострадании у своего поверженного врага, неужели он действительно воспринимает все это так серьезно? Он заби рает пистолет у Крота и убивает себя, демонстрируя бессмысленность жизни. Его последнее слово «Ты проиграл!» – разносится в голове Крота эхом. Сознание того, что есть еще что-то, кроме его солярного, побеждающего метода действия. Стремительно, ретроспективно Крот «пробегает» по всем уже посещенным локациям, на самом деле, конечно, проносящимся перед его внутренним взором. Все изменилось. Могила человека-Огня превратилась в пламя, человека-Земли и его Матери – в пирамиду, могила слепца-Воздуха покрыта медом, в то время как могила его двух слуг стала кустом. Крот ломает свой пистолет, отказываясь делать что бы то ни было, и это приближает его к последней конфронтации перед бездной. Безымянная женщина-Тень стреляет в Крота НА МОСТУ, по его рукам и ногам, словно распиная его пулями. Разочарованная неудачей спутника, Мара предает его и также стреляет – затем обе женщины исчезают вдвоем. А Крот остается. Символическое распятие на мосту после трансмутации результата покорения четырех стихий – ведь это же не что иное, как формула I.N.R.I. и переход в Тиферет, или начало Собеседования. Малая бездна – Парокет – преодолена. Все что было ранее – и хорошее и плохое, уносится прочь, мир кажется необычным и уродливым, банда суетливых уродливых карликов подбирает бездыханное тело героя и переносит его – в Нижний мир, отдыхать. А может быть – так видит «просветленный» своих забавных последователей, несовершенных человечков, изо всех сил стремящихся выбраться за пределы платоновской почти «пещеры с тенями» и, конечно, к этому не готовыми. Тем не менее, Крот решает из сострадания к ним помочь выйти на свет, побыть боддхисаттвой – и здесь начинается вторая часть фильма, выдержанная в кардинально ином ключе. Пробуждающийся в подземелье Крот – «перерожденный» в буквальном смысле, подтверждая это, он сбривает всю растительность на голове и носит простое рубище, весьма схожее с одеждой буддийских монахов. Вместе с карлицей (обычной женщиной, которая вот так вот забавно выглядит для «пробужденного»), приглядывавшей за ним в состоянии комы, Крот выбирается на поверхность, в поисках путей освобождения подземного народца. Город, куда они попадают, сущий Вавилон со всеми полагающимися атрибутами – охотой на людей, рабством, сектантством и сексуальной распущенностью, словом, не хуже Москвы или Лос-Анджелеса. Крот решает заработать денег на динамит и взорвать гору, отделяющую его последователей от мира («подрывной силой знания» попытаться интегрировать подземных людей в надземный мир?). Вскоре в город пребывает таинственный монах, становящийся новым священником местной христианской церквушки, что давно уже в упадке на фоне местной silent hill-like городской неорелигии. Монах носит с собой пистолет, хотя никогда его не использует и вообще смахивает на пацифиста, судя по некоторым эпизодам. Он очень похож на самого Крота в начале, но только без какой-то боевой искры. Пытаясь зарабатывать как придется, Крот и его соратница под дулом пистолета совокупляются на радость пьяным культистам. Даже такое уродливое сношение, репрезентующее суть соития в материальном мире вообще, все равно пробуждает в них что-то новое и необходимое – и, что главное, заставляет Крота отвести свою избранницу в церковь. Там происходит встреча с необычным монахом, который оказывается покинутым в начале сыном Крота. Но это уже не встреча тела и души – а скорее Ангела и соискателя. Сын боится Крота и заявляет о намерении его убить – чего не совершает, а по сути, конечно, не может. Троица живет странной жизнью, разыгрывая комические представления и попадая в разные переделки – как сюрреалистичная цирковая семья. Понимание того, что все это – только фасад для грандиозной идеи освобождения подземного народа создает весьма необычное ощущение картины магической мира, которую зритель с легкостью может вынести из зрительного зала, растянуть на себя, на людей, на солнце – и потерять дорогу назад, а потом и того, кто идет по ней. Заключительные минуты фильма – по сути триумф концепции личного спасения над боддхисаттвическим состраданием (либо, что не так интересно, демонстрация необходимости дорасти до второго). Когда Крот в итоге все-таки добывает динамит и освобождает подземных людей, происходит вполне предсказуемое – они выбегают из-под горы и штабелями ложатся под ружьями местных культистов, точно как психика советских людей под радостным. Звучит фраза «они еще не готовы для тебя». So sad. Пуля попадает в Крота и возвращает ему понимание, что война никогда не прекращалась и не прекратится. Одержимый священной яростью Крот убивает всех до единого и сжигает себя навсегда, почти в акте внутреннего огня, тем самым подтверждая старую архатскую истину «оставь людишек в покое, Карлос». (Нечто подобное, кстати, во время съемок фильма практиковалось во время антивьетнамских демонстраций – к вопросу о чисто визуальном источнике вдохновения). Чем кончается эта история одной индивидуации? Сын Крота и карлица хоронят его останки, превращающиеся в улей, полный меда, точно могила мастера Воздуха. Поскольку подруга Крота разрешилась от бремени одновременно с актом самосожжения, скорее всего, тут прозрачный намек на реинкарнацию и циклическую преемственность. Но не совсем. Сын Крота, одетый в точности как его отец, карлица и ребенок проезжают в кадре на лошади – отсылка к началу, однако с новым присутствующим элементом, который дает надежду на то, что спираль все же вышла на новый виток и следующая история будет иной. Неизвестно, чего сам Ходоровски намеревался достичь созданием подобного фильма, однако на выходе мы имеем одну из ярчайших картин за всю историю кинематографа. В разное время «Крота» называли своим любимым фильмом такие люди, как Джон Леннон (на деньги которого впоследствии была снята «Священная гора»), Дэвид Линч, Питер Гэбриэл и Мэрилин Мэнсон. Без «Крота» не было бы «Мертвеца» (и, соответственно, «Блуберри»). Не появился бы целый культурный пласт, включающий игру «No More Heroes» и комиксы «High Moon». А также, разумеется, мы не имели бы крышесносного интервью Ходоровски и пресловутого Мэнсона, приуроченного к съемкам сиквела «Сыновья Крота», который, впрочем, сначала выродился в странноватый проект «Abelcain», а потом и вовсе развалился из-за недостатка финансирования, после чего Мэнсон был оперативно переброшен в другой проект Ходоровски «King Shot» (выходит в 2009). Кажется, оно только к лучшему. p.s. По состоянию на январь 2011 года, разумеется, Ходоровски ничего нового так и не снял. Однако выяснился любопытный факт – на бракосочетании все того же Мэнсона и небезызвестной Диты фон Тиз чилиец выступил в роли священника (одетого в костюм Мага из “Священной горы”) и обвенчал пару при помощи четырех элементов: «Ветер – интеллектуальный центр, призывающий влюбленных верить в то, что они захотят; вода – эмоциональный центр, призывающий не быть самовлюбленными и уважать индивидуальность других; огонь – сексуальный центр, чтобы Дита и Мэрилин испытывали глубокое, беспредельное наслаждение. И, наконец, земля – материальный центр». Адам Тарот Просмотры: 1 693 Навигация по записям Inmost Light: чистый, ясный, сокровенный? Добавить комментарий Отменить ответВаш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *Комментарий * Имя * Email * Сайт Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.