«The Chaos Protocols»: глава 4. Армии Мертвых

Я хотел бы обсудить эту тему с привлечением экспериментов и наблюдений, таких же, к которым обращаются в других подобных расследованиях для получения объективных доводов.
 Фредерик Майерс, один из основателей Общества психических исследований.

 

Эта глава включалась в книгу и исключалась из нее несколько раз. Ранее я обещал вам навязывать как можно меньше собственных религиозных воззрений. Работа с предками, вероятно, является краеугольным камнем того, что можно считать моей «системой верований». Есть две причины, по которым глава в итоге напечатана. Во-первых, почитание предков было, по-видимому, первой духовной практикой человечества и остается самой распространенной ее формой, так что вряд ли разговор о ней может кого-то обидеть. А вот вторая причина может.

Задумайтесь: первое, что ассоциируется у людей с магией успеха – это привлечение удачи всякими побрякушками, маслами, иконками на приборной доске и так далее. Глава об отношениях с мертвыми оказалась в книге, потому что вы никогда не найдете более эффективной, более универсальной практики для привлечения удачи, чем подношения своим предкам и прочим мертвецам. Изменения, которые произойдут в вашей жизни в результате, — просто небо и земля.

У меня нет простого объяснения, почему это происходит. Было проведено множество исследований положительных психологических эффектов генеалогии и знания собственной семейной истории. Обычно это уменьшение стресса и тревожности, так как ваша личность и самосознание теперь вписаны в нечто большее и более значимое, — важнейшее утешение в сегодняшнем изолированном, современном мире. Эти эффекты определенно присутствуют, но составляют лишь часть гораздо большего целого. Будучи верно использованной, магия хаоса позволяет вам пройтись по разнообразным формам магии, пока вы не найдете те, что действительно работают. Одной из них вполне может стать включение в ваши практики предков и умерших.

 

Бессмертные Останки

Белые люди считают, что другие культуры обладают какой-то более глубокой способностью понимать духи предков. Сейчас это в каком-то смысле действительно так, но это гораздо более молодое явление, чем думают многие. Большинство людей, интересующихся западной магией, в курсе, что как минимум некоторые католические святые были напрямую списаны с дохристианских богов и богинь. В голову сразу приходит св. Бригитта Ирландская. Тем не менее, в своей совокупности святые довольно очевидно являются продолжением классической традиции преклонения перед почтенными умершими. Если вы примете во внимание, что при жизни многие местные святые были чудотворцами — очень полезными для средневековых сообществ — и их память почитают особыми трапезами и пиршествами или торжественным шествием с их земными останками, то поймете, откуда растут корни этой традиции.

Добавьте к этому еще и регулярные мессы по усопшим родственникам, семейные и общественные реликвии и обширный фольклор на тему привидений и духов мест — и станет очевидно, что мы коллективно игнорируем наших мертвецов совсем недавно. Я считаю, что эти практики не вошли в современное язычество потому, что оказались вовлечены в политику самосознания послевоенного периода, когда все, связанное с церковью, уступало место новым гендерным и экологическим взглядам. В то время как эти взгляды, может быть, и были необходимы, мы вместе с водой выплеснули и ребенка, и вот теперь платим за полет в Финляндию, чтобы шаман представил нас нашим прародителям, которые и так были прямо перед нами все это время.

Современный маг должен обладать определенной тонкостью мышления, чтобы в общем потоке отделить педобарыжную струю Ватикана от древних культурных традиций наших пращуров. То, что можно назвать «исконно народным католичеством» и то, что происходит перед Кафедрой Святого Петра, разнится так же, как полет на Первом Борте отличается от прогулки к почтовому ящику. На народном уровне у вас есть древний культ Митры, Исиды, звезд, планет и ваших же собственных усопших родственников. Любому человеку, желающему приобщиться к аутентичной, уходящей корнями в глубь веков магической практике, на самом деле нужно преодолеть непонятную предвзятость к церковной мишуре и понять, что перед ним – форма, в которую на протяжении двух тысяч лет была облечена западно-европейская (да и восточная, раз уж на то пошло) традиция почитания предков. Игнорировать этот факт и пытаться перепрыгнуть через эту традицию обратно в античность — значит пойти против истории. Каждое из подобных действий по определению является современной реконструкцией.

Один из наиболее мощных способов воссоединения с этой исконной традицией лежит через часто игнорируемую католическую концепцию одинокой души, заступника всех душ, застрявших в чистилище, между этим миром и следующим, искателя пути для всех духов, пребывающих «где-то там» в ожидании контакта. Благодаря трудам таких авторов, как Джейк Страттон-Кент, мы можем увидеть, что существует давно сложившийся взгляд в отношение этих духов, повлиявший на всю западную эзотерическую традицию. С точки зрения мага, совместная работа с духом — часть его или ее духовного роста. Во множестве гримуаров мы можем прочесть, что маг обещает молиться за спасение неприкаянного духа, которого он собирается призвать. Ритуал из книги «Dis­cov­er­ie of Witch­craft», предназначенный для призыва королевы фей, для успешного проведения требует сперва призвать дух преступника в обмен на молитву о его спасении, чтобы тот, в свою очередь, поймал фею для мага.

В ранне-современном контексте к концепции «спасения» гораздо ближе находятся телемедиумы, увещевающие души «идти к свету», а не те, кто пытается посмертно обратить покойника в христианство. Во взаимодействиях с духом есть пункт «услуга за услугу», который безусловно выгоден обеим сторонам и уходит корнями на тысячи, а может и десятки тысяч лет в прошлое. В своей замечательной книге The Book of St Cypri­an: The Sorcerer’s Trea­sure Хосе Лейтау обращает внимание на то, что существуют некоторого рода связь между духами, которых маг выпустил из чистилища, и им самим. Эти духи становятся привязанными к магу. По своей функции это явление сходно не только с приобретением магом духов-помощников в античности, но и с шаманским обретением союзников из мира духов, которое наверняка осуществлялось задолго до неолита. С этой точки зрения становится ясно, что запад еще не полностью потерял мудрость в том, что касается общения с духами. Мы сменили провайдера, но оставили старый номер.

Самый простой путь начать общение с духами мертвых — купить статуэтку или изображение Ani­ma Sola/Одинокой Души, зажечь перед ней белую свечу и предложить духам ключевой воды для утоления их жажды. (Ключевая вода – лучшее подношение для духов, так как она пробивается из-под земли). Еще, кстати, этой простой практикой можно утихомирить небольшой полтергейст или проявления духов дома или на работе.

Способ с потенциалом посерьезнее — посетить перекресток и завести отношения со Святым Николаем Толентинским, итальянским мистиком XIII века, который провел долгие годы, молясь о душах в чистилище и наблюдая их в своих видениях, и в конечном итоге стал их покровителем. Большая часть его жизнеописания содержит истории о духах и видениях. Моя любимая история о чуде рассказывает, как он спас девять душ, застрявших в шторме. Они молились ему, и он появился, паря в небе, в черной рясе монаха-августинца, держа лилию в левой руке и испуская ослепляющий золотой свет. Он взмахнул правой рукой и успокоил бурю. Ну прямо рок-звезда.

Мы знаем, что Николай Толентинский действительно существовал — в отличие от великого множества святых, попавших в западную эзотерическую традицию. (Хотя не то чтобы факт, что кого-то физически не существовало, как-то отражался на его магической полезности). Может показаться, что это не слишком важно, но для той части магического сообщества, которая недолюбливает связанные с христианством вещи, это может иметь значение. Практика посещения могил мертвых мистиков и магов, а также других взываний к их помощи, жила до появления христианства тысячелетиями. Хотя Николай и был по своим убеждениям христианином, с магической точки зрения мы видим почившего некроманта, что продолжает работать с усопшими и на их благо. Вряд ли можно пожелать познакомиться или продолжить общаться с существом-заступником получше. Его незамеченность в оккультном мире необходимо исправить.

 

Ритуал Святого Николая

Как-нибудь вечером придите на перекресток, принеся с собой ключевой воды (или купите бутылочку по дороге). Бонус, если это будет вечер 1‑го ноября, то есть завершение Дня Всех Святых и ночь перед Днем Усопших.

Убедитесь, что вы в одиночестве, затем стукните бутылочкой о землю трижды.

Произнесите нижеприведенное воззвание. Вы совершенно точно можете быть каким-нибудь антицерковником, если вам так нравится. Но помните: хоть вы можете и не быть христианином, Николай-то им был определенно.

О, милостивый Боже,
в провидении своем избрал ты Святого Николая особым заступником тех, кто скончался.

Сжалься же над душами тех, кто не имел ни друзей,
ни заступника, способного поручить их Тебе, Тому, кто из людской нерадивости
или от долгого времени был позабыт
друзьями умерших и всеми.

Сжалься над ними, Всевышний,
и вспомни о собственной милости в час, когда все остальные забыли.

Пусть души, кои Ты создал,
не разлучатся с Тобой, их Создателем.

Пролейте воду на землю в четырех направлениях и продолжайте.

Пресвятой Николай,
пусть мое приношение будет тебе освежающим даром,
а душам в твоем покровительстве – каплей надежды.

Пусть духи мертвых упомнят меня
и относятся благожелательно,
равно как я помню их и смотрю благосклонно.

Пусть же души всех верных умерших покоятся с миром
по милости Божьей.

Аминь.

 

Спрятанное На Виду

Сложно представить себе, насколько дезориентирующе повлияли на западные взгляды появление электричества, начинания современной науки и, в конечном итоге, рост популярности дарвинизма. До электрического света были только солнце и огонь. Всю историю человечества за каждым вечером следовала ночь — время плящущих теней. Создается впечатление, что с приходом науки мир магии был навсегда уничтожен. Ведущий художественный критик викторианской эпохи Джон Рескин в письме другу выразился так: «Если бы геологи оставили меня в покое, все было бы хорошо, но эти наводящие ужас молотки! Читая Библию вслух, я слышу их лязг после каждого стиха!» (41) Но от мертвецов так просто не отвертишься.

В 1882‑м году в Лондоне было создано Общество Психических Исследований, продолжающее свою деятельность и по сей день. В свое время они выдвинули идею, смелость которой постепенно поблекла, поскольку материалистическая теория, как видно, развивается без помех. Идея заключалась в том, чтобы развить изучение религии с точки зрения науки, и весь духовный опыт последних тридцати тысячелетий исследовать — а может быть и объяснить — посредством всех этих новых научных технологий.

Когда эти пионеры своего дела провели мерцающее, тогда еще ненадежное электрическое освещение на перекрестки и осветили им кости наших предков, возник спиритуализм. Он зародился в те годы, когда встретились духовные традиции доиндустриальной эры и питаемые силой пара амбиции индустриальной. Это поворотный момент в истории западной эзотерической традиции, который мы глубоко ошибочно считаем ее концом. Видение спиритуализма магическим сообществом формировалось взглядами таких оккультистов Викторианской эпохи, как, например, Алистер Кроули (для которого, следует отметить, спиритуализм был скорее состязанием с другими магами), а также общими сексистскими воззрениями, которые ставили это занятие не выше увлечения для скорбящих вдовушек. Это неверно. Французское течение «кардецизм» окажет сильнейшее влияние на спиритуализм колонистов Нового Света. Доски «Уиджи» в 1967‑м переплюнут по продажам даже «Монополию».

Отвергнуть спиритуализм — значит отвергнуть неразрывную нить общения с духами в западной культуре, тянущуюся на тридцать тысяч лет в прошлое. А еще это значит отвергнуть некоторые весьма полезные доводы, возвращающие нас к цели предыдущей главы — стать неуязвимым — и даже подходящие для применения в магических практиках.

 

Эксперименты в Скоуле

Если когда и было в истории Общества Психических Исследований что-то такое, что заслуживало бы вашего неотрывного внимания, так это эксперименты в Скоуле, прошедшие в 90‑х на востоке Англии. Эти эксперименты общепризнанно считаются важнейшим кейсом в истории Общества. (Есть довольно большое количество полнометражных документальных фильмов на YouTube, а также книги, которые можно заказать). Список наблюдаемых явлений включал в себя:

  • Надписи и символы, появляющиеся на невскрытых катушках фотопленки, оставленных на столе.
  • Апортация объектов, включая датированные 1944‑м годом газеты, напечатанные не использовавшимися с 70‑х методами на бумаге, в которой недоставало именно тех веществ, что были недоступны для производства во время войны.
  • Лепестки розы появлялись перед работающей камерой на спиритическом сеансе в Центре Баччи (Италия).

За все те годы, пока продолжались сессии экспериментов, в них принимали участие астрофизики, ученые из НАСА, математики, криминологи и юристы (астрофизики в дальнейшем сформировали собственную исследовательскую группу).

От широкого внимания ускользнули два компонента экспериментов в Скоуле, которые я считаю важными с точки зрения магической перспективы. Во-первых, до того, как начались проявления крупных феноменов, основная группа исследователей в течение года дважды в неделю проводила сеансы, посвященные феноменам небольшим.

Во-вторых, сущности, вступившие в контакт с группой — позже они стали известны как «призрачная команда» — инициировали эту устойчивую связь и приняли решение налаживать общение из своих собственных интересов… которыми было следующее: предоставить точные доказательства того, что сознание человека переживает физическую смерть.

Вот из этого мы можем вывести обоснование магической необходимости в регулярном контакте с миром духов. Это позволяет нам не терять точную настройку сигнала. Примерно за 130 лет экспериментов Общества Психических Исследований мы наконец увидели «подтверждение» того, что постоянно поддерживаемый контакт с тонким миром «работает стабильнее», чем нерегулярные обращения за содействием. В этом может крыться ключ к тому, по какой причине приближение к себе пращуров и почтенных усопших имеет столь плодотворное влияние на вероятностные результаты вашей жизни.

 

Околосмертный Опыт

Если вам кажется, что околосмертный опыт (ОСО) — феномен современный, то вы практически не ошиблись. В исторической литературе можно найти примеры того, о чем сейчас сообщается массово, но их единицы. Попадаются также отдельные пересказы событий от собственного лица — но это такие же вымыслы, как те, что часто завладевают воображением публики в нынешнее время. Безусловно, индивидуальный опыт чрезвычайно сильно влияет на жизненный уклад того, кто через него прошел — и может с полной уверенностью считаться дающим неуязвимость — но для нас, остальных, такие случаи остаются просто обрывочными сведениями, интересными, но ни на что в конечном счете не оказывающими влияния. Но, однако, подходят к концу пять десятков лет, позволившие нам собрать достаточно информации, чтобы сделать некоторые вполне устойчивые предположения.

Пять десятков лет? Если до 1967-го у вас происходил инфаркт, вы практически наверняка умирали. Но с 1967-го года в неотложной медицине появились переносные дефибрилляторы. С этого момента поводом, который приведет вас к околосмертному опыту, наверняка будет остановка сердца, так как эта причина смерти обратима, если меры предприняты достаточно быстро. Сам термин «околосмертный опыт» появился у нас только в 1975‑м году, когда доктор Рэймонд Муди опубликовал свой бестселлер «Жизнь после смерти».

Самый распространенный довод, с помощью которого материалисты отвергают свидетельства ОСО — это утверждение, что мозг, испытывающий нехватку кислорода, начинает видеть в галлюцинациях огни и цвета, как это происходит у пилотов сверхзвуковых самолетов, которые иногда теряют сознание в экстремальных маневрах. Но даже с точки зрения материалистов такие отрицания не меняют ни капли. Во-первых, теория кислородного голодания опровергается хотя бы одним из случаев, когда было показано, что пациент, испытавший внетелесный опыт (ВТО) или ОСО вернулся в тело с информацией, которую физически не мог получить — например, как в случаях, когда пациенты покидали тела в операционных, летели к себе домой и возвращались с рассказами о том, что происходило там в это время. И таких случаев — тысячи. Во-вторых: ВТО/ОСО происходили и с людьми, находившимися в аппаратах МРТ, и те подтверждали отсутствие мозговой активности, так как же мозг мог галлюцинировать? Что до галлюцинаций, которые, естественно, иногда имеют место в ходе медицинских процедур: определяющими характеристиками ОСО считается то, что это ярчайший и реальнейший опыт за всю жизнь пациента… что явно не звучит как бессвязная галлюцинация умирающего, анестезированного мозга.

Нидерландский кардиолог Пим ван Ломмель — который изучал ОСО в клинических условиях на протяжении более чем 20 лет и опубликовал данные в солидном медицинском издании The Lancet — объясняет проблему с «мозговой теорией» в своей книге «Сознание по ту сторону жизни», которую я вам настоятельно рекомендую:

Нам до сих пор неизвестно, что именно позволяет людям испытывать состояния усиленной работы сознания во время остановки сердца, то есть в тот период, когда мозг не проявляет активности и все мозговые функции — будь то управление телом, стволовые рефлексы, дыхание и прочее — угасли. Рассматривая взаимодействие между сознанием и мозгом, мы заключили, что сознание нельзя рассматривать как продукт мозговых функций. На самом деле, похоже, что иногда применимо обратное понимание: и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе разум может влиять на работу мозга путем экспериментально доказанного принципа нейропластичности. Сумма нынешних научных знаний не дает нам возможности объяснить все аспекты субъективного опыта, о котором сообщают некоторые из пациентов, переживших остановку сердца и потерю всех функций мозга.(42)

На деле количество отчетов о пережитом ОСО растет, так как уровень реанимационных мероприятий в медицине улучшается. По оценке д‑ра ван Ломмеля ОСО пережило 4% мирового населения, что соответствует примерно 9 миллионам американцев и 20 миллионам европейцев. Это весьма занятно с магической точки зрения, так как за всю историю человечества еще никогда не было такого количества послов в Иной мир. Несмотря на то, что метафизическое сообщество в большинстве своем проигнорировало эти данные, любой из наших предшественников-магов с радостью бросился бы навстречу тем открытиям, которые они сулят. Согласно лингвисту и писателю Георги Мишеву, болгарская народная магия — более-менее продолжающая развитие фракийских магических обычаев — относится к тому, что мы называем ОСО, очень серьезно.(43) Среди всех путей, которыми некто может стать знахарем в болгарской народной традиции, самый эффективный — это побывать близко к смерти из-за болезни или травмы и затем вернуться. На болгарском языке они зовутся пренесени, что буквально значит «перемещенные». Считается, что те, кто был «перемещен» обратно, обладают силами исцеления и предвидения, в большинстве случаев передаваемых им предками, святыми, Богородицей и т.п. Исследования в отношение современных пациентов, которые, перенеся ОСО, испытали значительные жизненные улучшения по показателям счастья, снижения беспокойства и т.д. крайне неточны, поэтому нынешний Западный мир не в состоянии определить, улучшает ли этот опыт магические способности. Мне это кажется упущенной возможностью.

Хотя это, наверное, и вызвало бы некоторый дискомфорт у сотен врачей по всему миру, которые тщательно изучают ОСО, — мы совершенно точно должны рассматривать эту область как продолжение Западной традиции спиритуализма. Околосмертные переживания стоят на пороге между достойными уважения достижениями современной науки и нашим общим духовным наследием, которое касается умерших и их влияния на нашу жизнь. С точки зрения магии хаоса та информация, которую дает нам ОСО, предоставляет беспрецедентную возможность откалибровать нашу некромантическую практику с помощью поддающихся измерению доказательств. Лично для меня последним гвоздем в гроб теории о «мозге как генераторе сознания» послужили сведения о том, что есть случаи ОСО у слепых людей, которые покидали свои тела и были способны описать в визуальных терминах объекты и лица врачей в операционной. Объясните-ка это, раз уж весь феномен — это просто случай пробуждения посреди операции!

Вот кое-какие соображения из опубликованного в The Lancet в 2001 г. исследования д‑ра Ломмеля, которое охватывает 344 случая в 10 госпиталях Нидерланд за тридцатилетний период (44). Восемнадцать процентов пациентов вспомнили кое-что из того времени, которое они провели без сознания. Из этих 18-ти процентов:

  • 12 процентов испытали значительный ОСО и 21 процент — то, что они описали как «поверхностный» ОСО (в том смысле, что переживания были слабыми).
  • Долгосрочные эффекты, которые возникали в жизни переживших ОСО, были несказанно положительными и включали в себя повышение способности ценить любовь и семью, снижение тревожности и прочее.
  • 50 процентов поняли в ходе ОСО, что они мертвы.
  • 24 процента испытали ВТО.
  • 31 процент рассказал о движении через туннель.
  • 13 процентов увидели ход всей своей жизни.
  • 31 процент описал встречи с умершими родственниками.

Помимо фактического осознания себя мертвым — что, по-видимому, является предпосылкой ко входу в Иной мир — наибольший процент испытал встречу с покойными родственниками… встречу с пращурами. Просто представьте себе это.

 

Алтарь Пращуров

У вас, возможно, уже есть алтарь, посвященный вашим предкам. Картины или фото с изображениями умерших родственников, расставленные на полке, являются прямым продолжение 20-тысячелетней традиции, по которой наши предки из палеолита отделяли черепа от скелетов покойных, чтобы водрузить их в своих жилищах. Будет даже проявлением учтивости добавить в их композицию немного уюта: какую-нибудь драпировку, немного цветов, и что-нибудь из подходящих для того, чтобы выразить свое почтение, стеклянных украшений. Имеющие свидетельства заверяют в том, что именно эти существа встретят вас по ту сторону туннеля. Кто еще в этой жизни прикроет вам спину?

Почитание пращуров не зависит ни от совпадения групп крови, ни от исследования вашего генеалогического древа. Усыновление, например, было распространенным древним обычаем, и — когда доходит до высокопоставленных семей — так в них постоянно принимали кого-то, кто мог бы проводить ритуалы почитания предков во имя усыновителей. Помимо этого, чтобы практиковать нечто подобное, вам не обязательно знать имена всех или даже некоторых из своих предков. То же самое касается и современных приемышей. Технически у них вообще вдвое больше пращуров, чем у неприемных детей. (Два фамильных древа, понимаете?)

В ситуации, когда имела место семейная травма или насилие, важно понимать, что у вас нет никаких обязательств относительно того, чтобы водружать на ваш алтарь абсолютно всех членов семьи или предков. От вас к первому человеку на Земле тянется неразрывная цепочка кровного родства. Если вам заблагорассудится, вы можете перешагнуть целые поколения. Стирание имени или памяти после смерти как наказание за прижизненные проступки было очень распространено в прошедшие века, и вызывало неподдельный ужас. И этот способ по-прежнему весьма эффективен.

 

Германубис

Ах, Германубис, магически самый полезный из богов, о котором вы никогда не слышали. Выходец из психоделического — иногда в буквальном смысле — периода греко-египетского синкретизма, Германубис представляет собой гибрид египетского проводника умерших Анубиса и греческого вестника-ловкача Гермеса. Итогом этой комбинации является преимущественно психопомп (проводник душ). Изображают его с телом Гермеса и головой Анубиса. Самая известная из его сохранившихся статуй находится в музее Ватикана.

Киноцефалы (псоглавцы) — боги чрезвычайно древние и распространены они довольно широко. Что же конкретно до Германубиса, то его происхождение — это какой-то праздник на колесах. Плутарх, например, связывает Анубиса с Гермесом и со звездой Сириус («собачьей» звездой). Но связь «собака-вестник-Сириус» встречается еще как минимум в начале Нового Царства, где на четырех дверях восточного горизонта одного из обелисков Рамзеса II мы можем видеть псоглавые фигуры, приветствующие восходящее Солнце. На восхождения Сириуса опираются по меньшей мере две из синхронных календарных систем Египта. Во-первых, возвращение Сириуса на восточное небо в конце лета после 70-дневного периода (совпадающего по длительности с процедурой мумификации) возвещало о разлитии Нила, а от этого природного явления зависела урожайность сельского хозяйства Египта. Во-вторых, священные египетские календари основываются на гораздо более длительном годе, Сотическом — названном в честь гелиакического восхода Сириуса/Сотиса. Длится он 1,461 солнечного года.

Такое календарное представление сохранилось и в египетской концепции «деканов» — могущественных духов, которые разделяли власть над различными участками ночного неба. Ряд деканов начинается с Германубиса, и вот тут мы уже можем видеть его роль как психопомпа и открывателя врат. Он появляется из подземного мира и путешествует через все небо, возглавляя целый парад звездных богов.

И вот с этого момента вся идея Сириуса/пса/зачинателя и небес уходящего лета поглощается мифологией раннеевропейской церкви. Взгляните в календарь святых с конца июля до начала сентября — он кишит собаками. Самый популярный из них празднуется 25-го июля — Святой Христофор, по всему миру обожаемый чокнутыми таксистами и мамками с огромными колясками. Его жизнеописание без обиняков заявляет, что он был гигантом из земель Хананеев/псоглавцев, и общался только гавканьем. На юге Франции вы найдете Святого Роха (17 августа), а также Святого Гинфорта, который является самым настоящим псом (22 августа). Еще один из идущих вслед за Германубисом — Апостол Варфоломей (24 августа). В книге «Мифы о Человеке-Псе» Дэвида Гордона Уайта (нет, не родственник) читаем:

Мы обнаружили версию коптских «Деяний апостола Варфоломея» с дополнением на латыни. <…> Дополнение гласило: «Вот деяния Варфоломея, который, покинув землю ихтиофагов, направился в Парфос с Андреем и Христианом, псоглавцем.» Еще раньше подобная приписка встречается в сирийской версии «Деяний Матфея и Мар Андрея», датируемой примерно V веком. Она говорит, что апостолы обратили «Город Собак, называемый ‘Irqa», расположенный на севере Крыма. (45)

Учитывая тот факт, что археологических свидетельств существования этих людей нет, а согласно одной из академических теорий большинство христианских историй является пересказом астрономических мифов (двенадцать апостолов, двенадцать знаков зодиака и т.п.), «обращение Города Собак» могло бы представлять слияние сирийского угла небес с развивающейся религией. День празднования Святого Христофора выпадает на древний ритуал, известный как kunophon­tis, «день побиения собак», жертвоприношение, совершаемое, чтобы задобрить неупокоенных древних предков сына Аполлона, Лина, который был убит и съеден собаками. Вплоть до средних веков псоглавые статуи Христофора часто встречались на воротах городов Европы. Вот так у нас «открыватель врат» встречается с псоглавым нарушителем границ и с духовным прозрением. Прямо у нас на глазах Германубис не прерывал своего существования вместе с развитием западной культуры.

Христофор — единственный псоглавец в постхристианском мире Запада, у которого есть имя, несмотря на то, что веками существовали имеющие отношение к собакам «расы» и «люди». Все это народы Ливии, Египта, северной Индии, Сомали — земель, которые по большей части считались одним и тем же местом. Вся эта псоглавость была своеобразным отражением восприятия восточной духовности. Что, кстати, интересно — собаки, как сейчас предполагают, были впервые одомашнены на юго-востоке Азии.

Другие прямые преемственности встречаются в сообщениях Оригена о верованиях еретиков-гностиков. Согласно его словам, гностики верят, что «люди … [после смерти] приняли обличья этих звероподобных духов и назвались львами, быками, драконами, орлами, медведями и псами.»(46)  Заметьте, что все эти животные могут быть найдены среди созвездий античности, давая нам таким образом очень четкое указание на то, где гностики определяли свое место после жизни — среди звезд. Вернемся к Дэвиду Гордону Уайту:

Псоглавые Германубис и Эрафоат (Гермес-Тот) являются продуктами греко-египетской астрологической традиции, и далее можно рассмотреть в коптской традиции поминовения мученичества Варфоломея, отмечаемого в первый день месяца Тота (29 августа), упоминание этой звероголовой сущности египетского происхождения, чей символизм перенесся в эллинистический мир в фигуре Гермеса Трисмегиста. Александрийские монеты II века изображают Гермеса-Тота в компании псоглавых обезьян и с кадуцеем, а еще один — офианский — источник, камень «Абраксис», изображает псоглавого Германубиса, держащего по скипетру в каждой руке и стоящего между полумесяцем и звездой, на другой же стороне камня — архонт Михаил. Эти эллинистические традиции стали и источниками христианских зооморфных изображений четырех евангелистов: они распространились из Малой Азии и от коптских христиан Египта в Сицилию, везиготскую Испанию, Южную Францию Меровингов и кельтскую Ирландию, а псоглавый Христофор все это время крепко сидел у них на хвосте.

Почему собаки, смерть и позднее лето? Почему именно такой путь к магическому взаимодействию с мертвыми я рекомендую? Это очень, очень старая ассоциация по индо-европейской линии… может быть, старше десятка тысяч лет. В многочисленных индо-европейских традициях покойные сравниваются со стадом, у которого есть божественный пастух, а пес или псы этого пастуха помогают в управлении стадом. Мы видим отголоски этой традиции в Гекате — для которой собаки священны — преследующей заблудшие души; мы видим их в Цербере, охраняющем врата в подземный мир; мы видим их в римских ларах — богах и духах, охраняющих жилье, которых зачастую изображают носящими собачьи шкуры. В XXII книге «Илиады» Гомер описывает Сириуса как гончую Ориона. В «собачьи дни» Орионова гончая «удвоила пламенный жар Солнца, принося в послеполуденные часы страдания всем живым существам.»

Страдания и болезни неразрывно связаны с «собачьими днями» и духами, властвующими в эти дни. Происхождение этой связи, очевидно, вполне обосновано. Даже в наши дни знойное лето — время кровососущих паразитов, вспышек болезней от вирусов и наполняющих воду бактерий, ведь изнуряющая жара подталкивает нас к тому, чтобы пить из мелких и сомнительных источников. Таким образом, порог между уходящим и наступающим годами был чреват болезнями и опасностями. Это время было — и для большей части мира все еще остается — периодом опасным, пограничным. Именно связь с границей, порогом и дала Гермесу и Анубису большую часть их титулов. Кое-где Анубис носил титул Aph­er­ou, что означает «дающий дорогу.» Гермес имел много сходных титулов, как, например, Psy­chopom­pos, что означает «проводник душ.» Вам не найти лучшего гибрида, чтобы упрочить взаимоотношения с мертвецами. Вы можете сделать это несколькими путями, которые приводятся далее.

 

Работа с Германубисом

Одной из целей ознакомления вас с историей киноцефалов было показать, что вы можете где угодно прикупить себе статую Святого Христофора и получить готовенький, практически уже нашаманенный дом для Германубиса на своем алтаре. (В идеале попробуйте найти статую со светильником, священным символом Гермеса.) Я обменял на Святого Христофора свою распечатку статуи Германубиса из викимедиа, которую вставил в рамочку за доллар. Оба они вполне годны, но Крис (Христофор) лучше смотрится среди остальных моих статуэток разных богов.

В качестве приношений рекомендуются: ключевая вода (само собой), ром, а также аквавит. Рекомендуемые благовония – стиракс и смирна. На этом все.

Откройте ритуал или совершите изгнание по своему усмотрению. Из-за связи между Осирисом и Анубисом здесь великолепно подходит Ритуал Безглавого из предыдущей главы.

Зажгите свечи, благовония и т.п. Разместите небольшую стопку перед статуей, а жидкость для приношение возьмите в руку. (Стопка и жидкость могут быть заменены на чашу и вино, как указано ниже.)

Прочитайте следующий вариант заклинания из переведенных Бецем греческих магических папирусов:

Славься, Германубис! Приди ко мне!

О высочайший, О могучий, О повелитель
тайн Подземного Мира,

О Фараон всех тех, кто в Аменти, О врачеватель главнейший,
О ты, что Осириса есть добрый сын, чье лицо отличается силой среди богов.

Ты должен явиться в Подземный Мир
и занять свое место подле Осириса.

Ты должен служить душам из Абидоса в
порядке, что они чрез тебя проживали,
те души, священные для Подземного Мира.

Приди же на землю! Яви же себя мне сегодня!

Ты есть Анубис. Ты есть Гермес. Ты есть
исшедший из сердца великого
Агафодаймона, отца из отцов всех богов.

Войди же в сосуд/насели
эту форму, тебе посвященную (47)

И получи же мои подношения и похвалы. Так, ибо я есть Изида Премудрая, и речи мои обязаны сбыться. (48)

Заметки касательно терминов, которые вам, возможно, незнакомы: Аменти — это Западные Земли (земли мертвых). Что до Агафодаймона, то первоначально он был главным из духов виноградников и вин в Греции, но в определенный момент истории он был синкретизирован с Сераписом и понятием «Логос», соединяя таким образом вино, умирание, воскресающих богов и сотворение вселенной — звучит знакомо, не так ли? (Представьте, например, Иисуса, спускающегося в ад, чтобы освободить оттуда всех язычников, которые умерли до его появления на земле). Далее я передаю эту плодотворную, но не выходящую за рамки моей книги линию рассуждений в ваши руки.

В папирусе указывается, что воззвание должно быть повторено семь раз. В ваши первые несколько попыток я, естественно, рекомендую именно так и сделать. Ну а потом у вас, так сказать, начнет получаться заводить мотор с полоборота. Начиная с этого места ритуал предполагает разные варианты продолжения. Если это обыкновенное подношение, продолжайте так, как указано ниже. Если вы хотите провести манипуляции с чашей, перескочите к следующей части.

Германубис, готовь угощение богам. Пригласи их к столу своему.

Германубис, готовь угощенье
Почтенным Умершим. Пригласи их к столу своему.

Германубис, неси же и хлеб, и вино для богов,
неси же и хлеб, и вино для Почтенных Умерших.

Дай им вволю поесть и напиться.(49)

А вот наступает та часть, где действие Германубиса оказывается чрезвычайно полезным и сконцентрированным в одном необходимом направлении, когда речь заходит о переговорах с определенными группами умерших. Например, «Германубис, готовь угощение духам жрецов Гелиополиса» или «всем духам предков моих по крови моей португальской.»

Также вы можете использовать это воззвание, например, перед началом спиритического сеанса. Или вы можете призвать определенную группу духов, чтобы накормить и почествовать их, и, может быть, пообщаться с ними посредством колоды карт.

Примечание: Подношения должны оставляться на алтаре/в ритуальном пространстве на достаточный срок, чтобы это выглядело проявлением уважения. Например, на ночь. Убирайте еду до того, как она начнет портиться. Утилизировать подношения предкам можно точно так же, как и объедки, остающиеся от вашей собственной семьи (по сути, мертвые предки — тоже ваша семья). Что касается подношений другим духам – унесите их на перекресток, на кладбище или какое-то другое нежилое место за пределами своего жилища. Во многом такие же принципы пищевой цепочки, как в африканской саванне или глубине океана, относятся и к подношениям духам. Тот, кто крупнее, ест первым. После него — все остальные. Вам не следует подкармливать или приманивать к своему дому посторонних.

 

Другой Ритуал Подношения

Еще одна адаптация из греческих магических папирусов. Папирус говорит о латуни, но я как раз прикупил медную миску для карри на Брик Лэйн в Восточном Лондоне, и использовал в итоге именно ее. Я – не я, если не буду голоден, без гроша и не использую подвернувшееся.

Возьмите краску или серебряный маркер, чтобы нанести надпись APHEROU (Открыватель Врат) на внутреннюю поверхность чаши.

Если вам угодно использовать ее для скраинга, поставьте чашу на колени, наполните ее ключевой водой (или морской, чтобы связаться с пропавшими в море), затем зеленым оливковым маслом, или только оливковым маслом безо всякой воды, и попросите Германубиса показать то, что ищете. Лучше всего это работает с приглушенным освещением, которое могут дать только магические свечи!

Если вы хотите попросить Германубиса о чем-то особом – благословить вас, а может – позаботиться о духах финикийцев ради ваших международных сделок, то держите в руке не воду или аквавит, а вино. Пролейте его в чашу и произнесите следующее:

Ты есть вино; теперь ты не вино,
но голова Анубиса.

Ты есть вино; теперь ты не вино,
но ноги Вестника.

Ты есть вино; теперь ты не вино,
но органы Осириса,
внутренности IAO SABAOTH
APHEROU ABRASAX.

Затем озвучьте вашу просьбу к Германубису.

Как только это будет сделано, обязательно скомандуйте всем призванным сущностям следовать прочь с миром и взаимным уважением. Что касается утилизации подношений – делайте все как указано выше. Чаще всего я просто позволяю ключевой воде самостоятельно испариться без остатка.

 

Благодарные Мертвецы из Баара

В этой главе, полагаю, были сделаны весьма дерзкие заявления насчет преемственности практик, связанных с усопшими и пращурами, так давайте же завершим ее преданием о Благодарных Мертвецах из Баара. Самую раннюю версию этой истории можно обнаружить в немецкой книге о чудесах XIII века Dia­lo­gus Mirac­u­lo­rum.

Был однажды человек из Баара, который всякий раз заказывал молитву за усопших, проходя мимо местной церквушки. Так вышло, что в один из вечеров за ним погнались вооруженные разбойники, и вот он вбежал на церковный двор и спрятался там за одним из надгробий. Разбойники вбежали за ним, и тут земля расступилась и из могил поднялись мертвецы, вооруженные мечами и палицами, встав на защиту человека, который за них молился. Разбойники в ужасе бежали и никогда больше не трогали человека из Баара.

Эта история имела популярность в Европе на протяжении нескольких столетий. Сцену эту рисовали в церквях аж до самой Швеции. Это служило мощным напоминанием для верующих о том, что мертвые никогда не уходят полностью. К нынешнему, XXI веку нам посчастливилось обладать охватывающими более сотни лет наблюдениями, которые наводят на ту же мысль. Сочетание знания о том, что вы переживете смерть, со знанием о существовании ваших пращуров и тех, кто умер героически — это непоколебимая опора, дающая смелость идти вперед во всех областях жизни.

Ну и — да, конечно, вы могли бы идти к успеху и без армии мертвецов, но — разве это было бы прикольно?

 

[con­tents]

(41) Deb­o­rah Blum. “Those Dread­ful Ham­mers.” Wired. Accessed April 12, 2015. www.wired.com/2010/11/those-dreadful-hammers/.

(42) Dr. Pim van Lom­mel. Con­scious­ness Beyond Life. Harper­One, 2011.

(43) Geor­gi Mishev. Thra­cian Mag­ic­Past and Present: Aval­o­nia, 2012.

(44) Dr. Pim van Lom­mel. “Near-death expe­ri­ence in sur­vivors of car­diac arrest: a prospec­tive study in the Nether­lands.” The Lancet. Vol­ume 358, No. 9298. Decem­ber 2001.

(45) David Gor­don White. Myths of the Dog Man. Uni­ver­si­ty of Chica­go Press, 1991.

(46) White, Myths.

(47) If mak­ing a stan­dard offer­ing, use first half of this phrase; if doing the “bowl spell,” use the sec­ond half.

(48) Hans Dieter Betz. The Greek Mag­i­cal Papyri in Trans­la­tion Includ­ing the Demot­ic Spells. Sec­ond Edi­tion. Uni­ver­si­ty of Chica­go Press, 1997.

(49) Ibid.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.